ТЕМПЕРАТУРА ПО БОЛЬНИЦЕ

КОЧКА ЗРЕНИЯ 

Автор пришел к заместителю председателя Облсовпрофа Леониду Николаевичу Титенко с анекдотом на медицинскую тематику. Значит, так. Пожар в подвальном помещении больницы. Брандмейстер докладывает главному врачу: 

– Очаг возгорания ликвидирован. Двоих откачали. Третьего, к сожалению, спасти не удалось. 

Главврач падает в обморок. Когда его привели в чувство, доктор вздыхает: 

– Господи, у нас же в подвале исключительно морг.., а двоих откачали…

Анекдот – это житейская ситуация, доведенная до абсурда. Чего уж, нынче в морге города Белогорска Амурской области обнаружилась вполне живая женщина. Ранее покойники ожили в моргах Перми и Симферополя. Врачи ведь тоже порой ошибаются. 

Как-то мы уже писали в «ТП», за десять лет войны в Афганистане полегло 15 тысяч советских воинов, в прошлом году в ДТП погибло 16 тысяч 600 соотечественников, в результате оказания медицинских услуг, равно как и неоказания, ежегодно прощаются с жизнью 50 000 человек. Последняя цифра была названа на Пироговском съезде. 

Первый такой съезд врачей состоялся в 1885 году. Съезды вошли в традицию и стали трибуной земской медицины, в его работе участвовали такие знаменитые люди, как С. Боткин, И. Павлов, Н. Склифосовский, В. Бехтерев. В советские времена этот институт приостановили. Восстановили в новой России. И немедленно установили, цитирую документ: «Покупательная способность заработной платы врача с 1903 года по 1999 год снизилась в 200–250 (!) раз. В стенах государственных лечебно-профилактических учреждений стала развиваться в уродливой форме частная медицинская практика». 

Похоже, насчет частной практики мэтры ошиблись: многие врачи предпочитают частные клиники. И народ вострит туда лыжи – порой хвалят, порой ругают коммерсантов в белых халатах. В частных медучреждениях в последнее время тоже обозначились проблемы, и мы их не только обнародуем, но и проанализируем. Со временем. 

Сказанное отнесем к лирическому отступлению. А вернемся к брандмейстерам. Они, конечно, знакомы с азами медицины, но едва ли способны откачивать покойников. Главное – в отличие от отечественного здравоохранения, службы МЧС дефицита в кадрах не испытывают. Выпускник «эмчеэсовского» вуза едет туда, куда Родина направит. В больницах и поликлиниках нашей родной области врачей недостает. Как однажды принародно выразился бывший губернатор, ныне министр строительства и ЖКХ В. Якушев, «прежде чем попадешь к узкому специалисту, десять раз помрешь». 

Сказано было года два назад. Судя по хождениям вдруг захворавших друзей, товарищей и родственников, могу сказать: обстановка кардинально не изменилась. 

Профсоюзы выступают за государственное распределение выпускников медицинских вузов. Обзавелся дипломом – изволь три года отработать в больнице или поликлинике. 

Мы беседуем с профсоюзным лидером, а тем временем по телевизору выступает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Ведущий передачи Владимир Соловьев тоже интересуется государственным распределением выпускников. 

– Да, это было бы простейшим решением кадровой проблемы, – отвечает министр. – Но это не конституционный подход 

А разве конституционно оставлять без всякой медицинской помощи жителей тысяч сел и деревень Российской Федерации? 

Дос тоинс тва В. Скворцовой очень велики – она великолепный врач, выдающийся ученый – доктор медицинских наук, ко всему прочему Политик с большой буквы. Но ее доводы меня не убедили. Ладно, благое дело противоречит Основному закону. Однако существуем при федеральном устройстве государства. В регионе имеется собственный законодательный орган – Тюменская областная Дума. 

Поди-ка, областная программа «Земский доктор» тоже не совсем вписывалась в рамки Конституции. Именно на эту программу возлагали надежду в плане закрепления в сельской местности врачей, фельдшеров и медсестер. Короче, медики, заключившие договор на пятилетний срок, получают подъемные: врачи – 1 млн рублей, средний медперсонал – 500 тысяч. Увы, надежды в полном объеме не сбываются. Первоначально программа касалась граждан до 35 лет, затем предельный возраст подняли до 45 лет, теперь уже пятидесятилетние земские доктора имеют право на компенсацию. Действительно, почему бы, выйдя на пенсию, не пожить в деревне? 

По мнению широких кругов медицинской общественности, программа «Земский доктор» недоработана. Да, врача, отправившегося служить в село, обеспечивают жильем. Но служебным, без права приватизации. 

В беседе с президентом В. Путиным на заседании Госсовета министр В. Скворцова о проблеме упомянула – когда глава государства назвал состояние отечественного здравоохранения провальным. Однако сказала как- то вскользь. Знаете же, под лежачий камень вода не течет. 

Конкретный пример. Педиатру Новотарманского филиала областной больницы № 19 Евгению Волкову (мы о нем уже писали) вручили ключи от квартиры. Целый год с потолка капала вода. Половину подъемных – 500 тысяч – отстегнул на ремонт. Исправно оплачивает коммунальные услуги. Увы, квартира никогда не перейдет в собственность земскому доктору. 

Имей он право собственности на жилье, пустил бы в Новотарманске глубокие корни, обзаведясь при доме садом-огородом, теплицей, баней. Как сейчас стоит в глазах главврач Новотарманской больницы Николай Иванович Хворостенко, принявший Евгения на работу: главврач за рычагами трактора, возделывающего приусадебные угодья. За тыном корова, бычок, домашняя птица. Заслуженный врач Российской Федерации Н. Хворостенко оставил после себя отменную больницу, теперь носящую его имя. 

… И придумали оптимизацию – это слово медработники относят в разряд ненормативной лексики. Поначалу промысел пошел отменно. Потому что ликвидировали учреждения, чья инфраструктура не обновлялась с 50-х годов прошлого века. Ушла в небытие половина больниц государства. Отчитывались, как водится, по оставшимся, в которых «все хорошо, прекрасная маркиза», – средняя температура 36.6. Деяние подпадает под законы Паддера: «1. Все то, что начинается хорошо, кончается плохо; 2. Все то, что начинается плохо, кончается еще хуже». Первичное звено здравоохранения кончило провалом – президент дал оценку. 

Правда, кое-что из прошлого века осталось. Вот в Интернете турист из Финляндии благодарит врача из Тверской губернии за излечение. Заодно прикладывает фото. На снимке врачебный кабинет, за спиной терапевта стена с обширно обвалившейся штукатуркой, плесень. 

– Таких разваливающихся больниц в нашем регионе уже не найдете, у нас лечебные учреждения вполне европейского уровня, – делится со мной заместитель председателя Облсовпрофа Леонид Николаевич Титенко. 

Восстанавливаются фельдшерско-акушерские пункты. Еще года три назад на заводе «Тюменьстальмост» попался на глаза заказ губернатора на изготовление первой партии из 64 мобильных ФАПов. Потом видел эти ФАПы на конкретном месте: довольно привлекательный объект, из палисадника широко улыбаются подсолнухи. На днях, обращаясь к землякам по «прямой линии», губернатор В. Моор сказал, что развитие сети ФАП в регионе будет продолжено. 

– Нельзя умалять заслуги в этом деле областного Департамента здравоохранения, – добавил Леонид Николаевич. – И, естественно, помним роль личности в истории. Департамент здравоохранения возглавляет Инна Борисовна Куликова. 

В областном центре не первый год действует «Медицинский город» – официальная вывеска медцентра, бывшего онкологического диспансера. Учреждение оснащено прекрасным, современнейшим оборудованием. И лечат тут весьма успешно. Вот вылечили от рака подругу Светланы Исаковой. Она благодарит врача Майхазову Мзию Теймурадовну. В конце письма сообщает: «Здесь, как и везде, есть хорошие врачи, но встречаются хамство, грубость, безразличие. В медцентре уже работает прокуратура…». 

Отзывов по «Медицинскому городу» насчитал 74. Много положительного характера. Тут же выведена средняя оценка, рейтинг – 3,3 балла. 

– Что занесло в лечебное учреждение нашу доблестную прокуратуру? 

– Да, посещали следователи «Медицинский город», – нехотя отвечают в узком медицинском кругу, – но никакого отношения к лечебным процедурам данный факт не имеет. Спросите лучше самого прокурора. 

Прокурорским работникам в редакции завсегда рады, милости просим! Пока же хочется остановиться на приятном. Глава государства поощрил министра здравоохранения РФ Веронику Скворцову за значительный рост продолжительности соотечественников. Теперь легко доживаем в среднем: мужчины – до 68.5, женщины – до 78,5 лет. Но нате вам ложку дегтя в бочку меда: по данным Счетной палаты, население России за последние 8 месяцев сократилось на 52 тысячи человек. Так ведь вымрем скоро! Потому что питаемся плохо. 

Больше всего люда, перешагнувшего 100-летний рубеж, в Японии – свыше ста тысяч. В России тоже есть долгожители, их средний достигнутый возраст 123– 125 лет. На этот потолок и надо бы равняться Минздраву РФ. 

Резервы, короче, имеются. Они очень даже немалые. Согласно библейским записям самому старому человеку в истории было почти тысячу лет. Он жил несколько веков назад и звали его Мафусаил. Умер он в возрасте 969 лет. И в то время, согласно священным писаниям, это был нормальный возраст. 

Потому что в те добрые старые времена земляне питались амброзией. Не знали вредоносных ножек Буша и гомогенизированных продуктов. Понятия не имели о холестерине. О стрессах, вызывающих многие хвори, даже не помышляли. Не было ртути в реках. Не было в атмосфере продуктов горения типа «це о два». Увы, Хам уже был, сын Ноя. Хамство проникло в наши больницы и клиники, а также в прочий быт. Все болезни от нервов. 

Немало земляков, которые забыли амброзию. Потому что в Тюменской области минимальная зарплата – 11342 руб. – меньше прожиточного минимума – 12069 руб. Рекомендуемый Минздравом состав потребительской корзинки даже близко не лежит с продолжительностью жизни. Профсоюзы борются. Отмечены достижения. Заместитель губернатора В. Сысоев пишет председателю Облсовпрфа М. Кивацкому: 

«На Ваше повторное предложение об установлении в Тюменской области с 01,01. 2020 г. минимальной заработной платы в размере 13500 рублей сообщаю следующее. Предлагаю рассмотреть вопрос об увеличении минимальной заработной платы на 7.5%, аналогично федеральному уровню, что составит 12200 рублей». 

Что ж, с первого января будущего года вполне можем начать мечтать о полезной для здоровья черной икре. 

Профсоюзы помогают людям в каждом конкретном случае. Вот Альбина С. долгое время гробила свое здоровье в гальваническом цехе завода АТЭ. Пришло время на досрочную пенсию, но, по мнению Управления ПФР, в городе Тюмени она труженице не положена. Справедливости удалось добиться в суде. В судах же обком профсоюза добивается права врачей и среднего медперсонала на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко за вредность, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение. 

В прошлом году в Облсовпроф за юридической помощью обратилось более пятисот земляков. Никто не ушел без удобного решения вопроса. Помогают – совершенно бесплатно – и не членам профсоюза. Конечно, это не совсем справедливо. 

В Облсовпроф пришел с домашней заготовкой: проанализировать страховую медицину, считающуюся многими спецами пагубной. Доктора предпочитают прямое бюджетное финансирование отрасли, а не через ФМС. Чего уж, посредник отщипывает приличные шматы от конкретного лечебного пирога. Тема оказалась емкой и противоречивой, а посему отложим на потом. 

Интернет на специальном сайте ежедневно размещает актуальные анекдоты. Изучив приколы за весь год, не нашел ни одного смешного. Все печальные. Вот один из последних на медицинскую тематику. 

«Как повысить уровень здравоохранения в России? Да просто. Пусть выпускники медакадемий три года лечат своих преподавателей». 

И тут же обнаружил отклик. 

– Рациональное зерно в сентенции имеется, – говорит хирург, доктор наук, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, – имею в виду качество подготовки докторов. Надо бы вернуть в лечебную практику интернатуру. И принимать молодых людей в медицинские вузы не по результатам ЕГЭ, а по вступительным экзаменам. И учить будущих врачей в анатомичках не на муляжах, а на «живых» человеческих органах. И еще. По статистике 60 процентов выпускников заранее знают, что работать по полученной специальности не станут. Сказанное, скорее всего, относится и к экс-студентам медицинских вузов. Я сам был распределен для работы в поликлинику и считаю это отличной школой на всю будущую жизнь. 

Таким образом, читатель, мы пришли к тому, с чего начали – к государственному распределению выпускников. 

Юрий МАШИНОВ 

Евгений КРАН /рис./


42765