«АЛЯБЬЕВСКАЯ ОСЕНЬ»
Заключительным аккордом фестиваля искусств «Алябьевская осень» стал концерт Тюменского филармонического оркестра и лучшего альтиста мира народного артиста СССР Юрия Башмета. Поистине триумфальная точка, а вернее, точка с запятой легендарного смотра, ставшего известным в музыкальных кругах и завоевавшего репутацию среди профессионалов. Ценители музыки с нетерпением ждали этот концерт, и ДК «Нефтяник», принимавший фестиваль, был переполнен. А когда еще доведется слышать неповторимую игру маэстро, ведь чаще всего он предпочитает альту дирижерскую палочку, а теперь руководит и двумя оркестрами.
Юрий Башмет – постоянный гость тюменской сцены. Меломаны помнят его версию Брандербургских концертов Баха и зажигательную польку Шнитке, написанную специально для него. Он проводил для местной публики потрясающие уроки музыки, рассказывая о скрипичных мастерах прошлого – Гварнери, Страдивари, Амати, демонстрируя их уникальные инструменты. К тому же Юрий Абрамович проводил здесь мастер-классы для одаренных детей, отбирая их в свой оркестр. Его приезд в Тюмень не редкость, но каждый раз – счастье для нас, почитателей таланта маэстро.
Тюменский филармонический оркестр доказал свою состоятельность, выступая на престижных сценах с самыми выдающимися исполнителями. И на нынешней «Алябьевской осени» коллектив стал флагманом, участвуя сразу в нескольких программах, подготовив очень разноплановый репертуар. Но концерт с Юрием Башметом – особая ответственность. Еще задолго до него мои коллеги не раз спрашивали дирижера и художественного руководителя оркестра Евгения Шестакова: не страшно ли ему играть в одной программе с Башметом, забывая, что они уже сотрудничали. На этот раз на репетиции отвели всего один день, может, кому-то за это время и трудно сыграться, но только не профессионалам. Дольше шли переговоры: какое произведение выбрать, как определить дату концерта, ведь график Башмета расписан на год вперед, поэтому «Алябьевская осень» и закончилась спустя месяц после открытия.
Концерт, завершивший фестиваль, назвали «Романтическая музыка для оркестра». Конечно, с появлением собственного коллектива, слушатели, приходящие в Тюменскую филармонию, постоянно знакомятся с самыми разнообразными жанрами. Вот и теперь им предстояло услышать отнюдь не избитые произведения. В первом отделении прозвучали увертюры. Они и как преддверие опер, и как самостоятельные творения.
Феликс Мендельсон задумал свое произведение «Гибриды», или «Фингалова пещера» после посещения Шотландии, вдохновившись героями народного кельтского эпоса. Еще один фантастический сюжет вдохновил Вебера написать, пусть и по заказу дирекции Лондонского театра Ковент- Граден, сочинение «Оберон». Опера о любви людей из разных миров – рыцаря и дочери калифа, доказывающих свои чувства эльфам. В свое время она наделала немало шума, а некоторые критики считают ее предвестницей современной мистики. Увертюра полностью построена на сюжетных линиях, знакомя с ними публику. Не удивительно, что позднее она стала и полноправным самостоятельным произведением.
Закрывала первое отделение увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера. Тоже мистическая история, приправленная любовными вакханалиями и песнями пилигримов. Произведение довольно распространенное среди симфонических оркестров благодаря своей динамике и сменяющимся ритмам. Говорят, Вагнера или любят, или нет. Но равнодушной публики в тот вечер не было.
Во втором отделении на сцене появился Юрий Башмет. Для совместного выступления с Тюменским филармоническим оркестром он выбрал симфонию Берлиоза «Гарольд в Италии». Есть история, как великий скрипач Николо Паганини, заполучив альт работы Страдивари, попросил композитора специально для этого инструмента написать сочинение. Сначала оно ему не понравилось, но услышав симфонию целиком, тот пришел в восторг. Юрий Башмет исполнял ее и в качестве солиста, и в качестве дирижера. Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свое название. Ведущая концерта музыковед Надежда Коваленко еще раз напомнила о том, что между частями не аплодируют. Хотя, помнится, когда-то Юрий Абрамович говорил, что его это не волнует. Если зритель хочет, пусть хлопает, так выражая свои чувства. И даже напомнил про джазовые импровизации.
После концерта Юрий Башмет согласился ответить на несколько вопросов, но сначала послушал этюд в исполнении юной виоланчелистки Ульяны Серебряковой. Девушка играет в его молодежном оркестре, но никогда не выступала перед маэстро соло, практически наедине, не считая нескольких журналистов, оператора и фотографа. Впрочем, Юрий Абрамович заверил, что никого не берет в свой коллектив, лично не увидев. Сделал Ульяне несколько замечаний, дал советы и поделился впечатлениями о концерте.
– Как вам работалось с Тюменским филармоническим оркестром?
– Отлично, они настоящие профессионалы. Я прекрасно понимаю, насколько это сложное произведение и как трудно сделать качественную оркестровку. Когда за твоей спиной огромный коллектив, нужно чувствовать каждый нюанс. И хотя я исполнял Берлиоза сотни раз, всегда нужна сыгранность. И здесь это получилось.
– Зрители реально перенеслись в Италию…
– Не знаю, каждый, слыша эту музыку, представляет свое. Альфред Шнитке, наш великий композитор, после того как побывал на моем концерте, где я исполнял Берлиоза, придумал собственную симфонию для альта с оркестром.
– Вы проводите множество мастер-классов, отбирая одаренных ребят в свой оркестр. Как находите тюменскую музыкальную подготовку?
– Главное, чтобы ребята хотели посвятить свою жизнь музыке. И, к счастью, такие дети есть. Наша задача – дать им дорогу в будущее, указать верное направление, помочь реализоваться. Кстати, в Тюменском оркестре играет на кларнете один из моих стажеров.
– Вы примете участие в «Алябьевской осени» на следующий год?
– Меня еще не приглашали, но я всегда с удовольствием выступаю в Тюмени.
В свою очередь, мы с коллегами заверили великого альтиста, что всегда ждем, и чем чаще, тем лучше. В конце концов, благодаря ему многие наши зрители научились различать альт и скрипку.
НА СНИМКЕ: играет Юрий Башмет.
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/