БОГ + БЛИЖНИЙ + Я

МЫСЛИ ВСЛУХ 

В православной среде популярна такая мысль, что в храм мы идём не к человеку, а к Богу. Что, мол, поэтому не обращайте внимания на недостатки храмовой публики: недостойных священников, злых старух и т.д. – вы к Богу идёте. Священники – это только ржавые железяки, которых нужно использовать для получения тока Божией помощи или благодати.

И вроде бы всё красиво и правильно: в храм я иду пообщаться с Богом, что-то получить от Него, а на остальных мне "начхать". Но подобный взгляд совершенно не соответствует христианскому мировоззрению. Что в нём не так? 

Во-первых, Бог в храме не живёт. Представление о том, что Он пребывает в границах храмового здания – чисто языческое. Настоящий Бог, в которого мы, христиане, верим, не живёт в рукотворных храмах, Бог есть Вездесущий Дух, и ограничить Его какими-то рамками невозможно. Так что пообщаться с Богом, поблагодарить Его или о чём-то попросить можно в любой точке пространства, и услышаны мы будем везде совершенно одинаково. 

Во-вторых, подобный взгляд не соответствует христианскому учению потому, что христианство – это общинная, семейная религия, здесь невозможно пробиться к Богу, минуя ближнего. Христос Своей Кровью создаёт Церковь, то есть собрание, общество. Церковь – это люди, это верующий во Христа народ. Поэтому дух индивидуализма – я и Бог – является полным антагонистом того замысла, который Христос вложил в Свою Церковь. И если человек идёт в храм только к Богу, игнорируя ближнего или желая поэксплуатировать "ржавую железяку", он идёт туда напрасно, потому что с таким отношением он – язычник, а не христианин. 

Вывод напрашивается сам собой: мы идём в церковь не просто к Богу. Мы идём туда для встречи и общения любви с единоверцами – братьями и сёстрами во Христе, и через общение с ближними достигаем встречи и общения с Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом. 

Церковь не есть я + Бог. Церковь есть я + ближний + Бог. Да, единоверцы могут быть и недостойными, и злыми, и невыносимыми. Но ведь и мы не без греха. Вот тут и необходимы христианское смирение – видение своих грехов и недостатков и христианская любовь, чтобы покрывать грехи и недостатки ближних – "друг друга немощи носите, и так исполните закон Христов". Так что храм – это место встречи меня, ближнего и Бога. Только так, а не иначе! 

Священник Николай СУШКОВ


42509