К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
После оглушительного поражения немецко-фашистских войск под Сталинградом Гитлер решил взять реванш и полагал в начале апреля 1943 года подписать указ N6 – сценарий наступления в летнее время на Восточном фронте (операция «Цитадель»).
«Победа под Курском должна быть маяком для всего мира», – говорил своим генералам Адольф Гитлер. Германское командование намеревалось решить итог войны ударом по Курскому выступу.
Но подробный план операции попал к Сталину. Современные немецкие историки полагают, что провал «Цитадели» был обеспечен благодаря отличной работе советской разведки. После случившегося Гитлер стал подозревать, что в его окружение затесался шпион. Под «колпак» попали Шеленберг, Мюллер и даже Борман. На самом деле передавал планы вермахта Рудольф Ресслер, который скрывался под псевдонимом «Люси».
Он родился в баварской протестантской семье и был идеальным немцем, воевал в Первую мировую войну, но не мог стрелять в человека и в атаку ходил с незаряженной винтовкой. Здесь в окопах он познакомился с молодыми офицерами из аристократических военных семей, которые впоследствии заняли высокое положение в вермахте. В 1933 году Рудольф возглавлял Народный театральный союз. Как либеральный консерватор и пацифист он стал убежденным противником гитлеровского режима. В Берлине Ресслер был членом престижного клуба Herren Klubb, где познакомился и подружился еще с несколькими высокопоставленными армейскими офицерами. Некоторые из них позднее стали его источниками информации. Рудольф своевременно уехал из Германии в Швейцарию, где учредил издательство «Вита Нова паблишинг лтд».
В мае 1939 года Ресслер посетил знакомых по клубу генерала Фрица Киля, заместителя начальника шифровального отдела Верховного главнокомандования и его коллегу барона полковника Рудольфа фон Гернедорфа, начальника разведки группы армий, которые принесли с собой шифровальную машинку «Энигма» и немецкий коротковолновый передатчик последней модели. Офицеры намеревались передавать особо важную информацию, ее можно было расшифровывать с помощью «Энигмы». К заговору примкнул генерал Фельгибель. Тщательно подобранные телеграфисты посылали сообщения позывному ИЛНБ (Ресслеру). Они выполняли свою работу, не зная, что и кому передают. В сентябре 1939 года Рудольф принял на работу корректором Тейлора, связанного с действующими в Швейцарии агентами советской разведки, где резидентом был венгр Шандор Радо. Тот в свое время передал в Москву планы немцев о нападении на СССР, но ему сначала не поверили. А когда произошло нападение и началась война, информация «Люси» стала очень важной и помечалась грифом «Срочно, расшифровать немедленно».
Но «Люси» не симпатизировал коммунистам и передавал информацию только за деньги. Поэтому московский разведывательный центр платил ему 7000 швейцарских франков ежемесячно и держал круглосуточно открытый канал связи. Москва получала данные о самых последних приказах по Восточному фронту. В свое время «Люси» потвердил, что Япония не будет нападать на Советский Союз, и в результате войска с Дальнего Востока были переброшены под Москву. Его информация попадала и в Швейцарию, и в Англию, которые тоже платили за нее. В Швейцарии знали о намерениях немцев напасть на страну, поэтому не мешали работе разведке союзников антигитлеровской коалиции. До сих пор остаются тайной источники информации для Ресслера, так как один человек таким ее объемом не мог владеть. Интересно, что многие генералы, с которыми «Люси» общался, были казнены после покушения на Гитлера 20 апреля 1944 года.
В информации по операции «Цитадель» были переданы технико- тактические данные танков «тигр» и «пантера», что позволило советским конструкторам разработать эффективные средства для борьбы с этими бронированными чудовищами.
Кстати, англичанам удалось потопить в Средиземном море немецкую субмарину и захватить «Энигму» с кодами, и они могли читать немецкие секреты, но делиться с Советским Союзом они не собирались. О рассекреченных ими материалах по немецким вооружениям в Курской битве рассказал знаменитый советский разведчик Ким Фильби, который после разоблачения переехал в Советский Союз и на вопрос «Что он сделал главное в своей жизни?» всегда вспоминал Прохоровку, где в ходе Курской битвы сошлись тысячи немецких и советских танков. Наши, будучи усилены броней и танковым оружием, победили немцев, так как мы уже знали слабые места «тигров».
После войны немцам, наконец, удалось вычислить Ресслера, а швейцарские власти даже арестовали его на небольшой срок, чтобы тот не попал в руки гестапо, но и они, не желая ссориться с Советским Союзом, не выдали агента. Вскоре после освобождения Рудольф Ресслер скончался.
Личность самого таинственного человека советской разведки в германском руководстве представляется нераскрытой до сих пор. Ведь подобные тайны хранятся разведками многие десятилетия, а то и столетия.
Лев НОВОСЕЛЬСКИЙ