А КРОВЬ У ВСЕХ КРАСНАЯ…

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Краеведов давно интересует боевой путь 28-го Ялуторовского стрелкового полка, воевавшего на стороне белых. Отрывочная информация об этом подразделении эпизодически появлялась в краеведческих изданиях. Известно, что часть сформирована на основе 8-го Сибирского Степного кадрового полка. Входила в состав 7-й Сибирской стрелковой дивизии (3.09.19 – 20.03.20), командовал которой генерал-майор А.В. Бордзиловский. Попадались сведения о том, что Ялуторовская городская Дума несла обязательства по материальной поддержке полка. Так, 14 апреля 1919 года гласные (депутаты по-нынешнему) выделили 5000 рублей из местной казны для этого формирования. По традициям белого движения каждый российский город должен был содержать воинское подразделение, которое носит его имя. В 7-ю дивизию вместе с нашим полком входили также 25-й Тобольский, 26-й Тюменский, 27-й Верхотурский. Дальнейший след терялся в истории. Ни в музее, ни в городских и областных архивах не встречалось ничего из того, что бы проливало свет на судьбу полка. Но все тайное когда-то становится явным.

ОПЕРАЦИЯ «ТУМАШОВСКАЯ ЛОВУШКА» 

На безбрежных просторах Интернета, оказывается, вот уже пять лет гуляет приказ Министерства культуры Российской Федерации от 22.12.2014 № 2279 «О регистрации объектов культурного наследия регионального значения (Тюменская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В этом документе значится «Братская могила красноармейцев, погибших в 1919 г. в боях против армии Колчака». Координаты: Заводоуковский район, с. Тумашово. На государственную охрану памятник принят еще решением облисполкома от 21.11.1977 № 477. 

Нас, в общем-то, интересует не нормативно-правовой акт, как таковой, а пояснительная записка. Вот ее текст: 

«9–11 октября 1919 г. на территории Ялуторовского уезда была проведена операция, вошедшая в историю Гражданской войны под названием «Тумашовская ловушка». В операции принимали участие подразделения 253 стрелкового полка, сформированного из призывников Ялуторовского уезда. В результате операции были окружены и разбиты части 28-го Ялуторовского егерского полка Колчаковской армии. Только в районе с. Тумашово в плен было взято около двух тысяч колчаковцев. Также были захвачены обозы с оружием, боеприпасами и обмундированием. В бою за с. Тумашово пали 40 бойцов 253-го стрелкового полка, которые были похоронены на сельском кладбище в братской могиле. В этом же 1919 г. на братской могиле был установлен памятник (не сохранился)». 

Два батальона 253-го стрелкового полка Красных орлов вместе с Путиловским кавалерийским полком, как известно, освободили Ялуторовск от частей белой армии 17 августа 1919 года. Пополнившись живой силой, красные пошли дальше и в междуречье Тобола и Ишима втянулись в затяжные кровопролитные бои с перешедшим в наступление противником. В октябре попал в мясорубку Ялуторовский полк, в котором тоже воевали крестьяне, мобилизованные в волостях нашего уезда. Выходит, свои колошматили своих, оказавшись волею судьбы по разные стороны баррикад! Но памятник-то один. Где лежат косточки тех, кто, скорее всего, насильно сражался на стороне белых, неизвестно. А кровь у всех одного цвета – красная… 

ЧТО СТАЛО С КОМАНДИРОМ? 

Читаешь эти скупые строки и невольно проводишь параллель с еще одним полком, 1276-м, сформированным в Ялуторовске в августе-ноябре 1941 года. Боеспособное, укомплектованное по штатам военного времени подразделение понесло огромные потери в боях 23-24 февраля 1942 года под Старой Руссой. Через много лет после войны там установлен памятник нашим землякам. Командир полка майор Борис Маркович Витлин пал смертью храбрых на поле боя, пытаясь выполнить боевую задачу. 

Какая участь ждала командира 28-го стрелкового полка, судить не берусь. Но о его личности собрал кое-что. 

Полком командовал кадровый военный капитан Александр Григорьевич Онушкевич – выпускник Виленского военного училища (1911 г.), герой Первой мировой войны, кавалер множества наград. Родом из Петропавловска, хотя корни явно польские. 

Из глубин прошлого всплыла еще одна фамилия. По данным Челябинского архива, который ведет список офицеров белого движения, командиром 8-й роты 28-го полка был подпоручик Александр Александрович Белкин. 

Узнаем ли мы когда-нибудь имена тех, кто попал в «Тумашовскую ловушку»? Может, кто из читателей откликнется? 

НА СНИМКЕ: фрагмент оперативной карты боевых действий 243-го полка. 

Павел БЕЛОГЛАЗОВ 


42422