ПОДПИШИСЬ НА ГАЗЕТУ, ВЫИГРАЙ ПРИЗ!

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Сто лет назад в Тюмени и Тюменском округе популярной газетой был «Трудовой набат». Под этой маркой издание выходило с 1921-го по 1926 год, затем именовалось «Красным знаменем», а с 1944 года получило название «Тюменская правда». Сейчас это одна из старейших газет нашей страны, бренд эпохи. 

С момента своего рождения она старалась завоевать своего читателя. Журналисты оперативно сообщали свежие новости, писали «на злобу дня», помещали материалы идеологического и житейского толка. А когда начиналась подписка, то редакция всеми силами стремилась наращивать тираж. 

Давайте посмотрим, как сто лет тому назад издание Тюменского исполкома и отдела партии зазывало читателей. 

ДРУГ И УЧИТЕЛЬ 

Специально во время подписки литсотрудники сочиняли стихи зазывательного плана, которые украшали страницы «Трудового набата»: 

Только с книгой и газетой 

Мы найдем дорогу к свету. 

Недороды победим 

И хозяйство укрепим! 

*** 

Самолетом время мчится – 

Месяц август в дверь стучится. 

Землероб, поторопись, 

На газету подпишись! 

В стихотворчестве, кроме «штыков» газеты, участвовали юные корреспонденты. Так, за подписью П. Ёжик звучат следующие строчки: «Подпишись скорей, Мишутка, на газету «Труднабат» и читай для пользы, брат!». 

Если муза поэзии отдыхала, то в «бой» вступала проза жизни: «А ну-ка, товарищ, не пожалей 35 копеек на «Труднабат»! Он наш друг и учитель». 

А коли с деньгами у трудящихся было туго, газета советовала: «Рабочий, отложи по копейке в день да пятачок при получке – и выпишешь на месяц «Труднабат». 

Дабы стимулировать подписчиков, было объявлено: «Кто внесет подписную плату за полгода вперед, тому будет выдана бесплатная премия (32 1/2 коп. в месяц). Крестьянам – крестьянский сельскохозяйственный календарь с портретами В.И. Ленина, М.И. Калинина, А.И. Рыкова. Рабочим премия будет объявлена на днях». 

Условия подписки выглядели привлекательно: «Членам профсоюзов, крестьянам и работникам деревни: газета без доставки – 50 коп. в месяц, на 3 месяца – 1 р. 40 коп, с доставкой по городу и округу – в месяц 60 коп., за 3 месяца – 1 р. 70 коп. 

Учреждениям и прочим лицам: без доставки – 70 копеек, за 3 месяца – 2 рубля. И с доставкой по городу соответственно: 80 коп. и 2 р. 30 коп.». (номер за 11 ноября 1925 г.)». 

Кстати, выходил «Трудовой набат» ежедневно. 

РАСТЁТ ТИРАЖ! 

К осени 1924 года тираж издания достиг четырех тысяч экземпляров, в 1926-м – уже 6 тысяч. «Подписывайтесь на газету! 10 000 тиража – вот наш лозунг. Если он будет выполнен, «Труднабат» станет лучшей массовой газетой в области», – призывала редакция. 

К слову сказать, великий комбинатор Остап Бендер замечал по этому поводу: «Людей, которые не читают газет, надо морально убивать на месте». В.И. Ленин в работе «С чего начать?» писал: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Эти слова знал наизусть каждый советский журналист. 

Редакция засылала свои «штыки» газеты в деревни, на фабрики и заводы. А там они вели беседы с трудящимися, рассказывали о газете, помогали решить ту или иную проблему. Крестьяне «бесплатно» подписывались на газету, в кооператив сдавали излишки продуктов. 

В номере за 13 декабря 1924 года появилась заметка за подписью Лещинского: 

«– Видел чудо? 

– Насчет газет, что ли? 

– Да, насчет «Труднабата». Раньше у нас в деревне не было ни одной газеты, а теперь выписали 26 номеров. 

– Это ничего, что 26 номеров выписали. Вот старики и неграмотные подписались, вот чудо. 

– Знать, пользы больше для крестьян от газеты, коль и старики ее полюбили». 

Во время подписной кампании цена на газету снижалась, что действовало незамедлительно на умы и кошелек читателей. А если учесть, что «Трудовой набат» печатал письма читателей, то это и вовсе воодушевляло и вызывало гордость писавших. 

«СУД НАД ГАЗЕТОЙ» 

Редакция наладила связь с читателями через рабочих, сельских и юных корреспондентов. Вместе с ними проводила встречи, на которых люди высказывали свои пожелания газете. Одну из таких встреч назвали… судом. Заметка о том событии напечатана под броским заголовком: «На суде над «Трудовым набатом». И сразу хочется узнать, что же там такое было? 

«Мало публики – погода подвела. Все же понемногу собираются, передние ряды занимают пионеры, комсомольцы, рабкоры, сотрудники газеты. 

Обвиняемый – редактор газеты Язов подробно излагает тяжелые условия, в которых приходится работать редакции: недостаток средств и опытных газетных работников. При таких условиях возможны ошибки. 

Свидетели подтверждают показания т. Язова. Обвинитель т. Вишняков главным образом останавливается на промахах, допущенных в некоторых отделах газеты, и предлагает их исправить. Защитник т. Трухановский вновь ссылается на тяжелые условия работы…

Суд в заключение принял решение: редакция сможет выполнить намеченные задачи лишь при условии широкой помощи трудящихся – при увеличении подписки на «Труднабат», при улучшении материальной помощи газеты рабкорам. (В те годы не обязательно было указывать свое авторство). 

Вооруженные блокнотом и ручками помощники газеты проявляли активность, приносили и присылали множество своих творений. «Рабкор! Не посылай в газете всякую мелочь. Пиши только о том, что имеет общественный интерес и значение», – просил редактор. 

ГАЗЕТА КАК СВЕЖИЙ ВОЗДУХ 

Большое внимание «Трудовой набат» уделял юному читателю. Автор за подписью М.Н. (наверняка учитель или идеологический работник) рассуждал: «Как сквозь открытые рамы весной пробивается в комнату свежий воздух, так точно и через газету вливаются в ученика элементы современности. Может быть, незаметно для учителя, и даже помимо его, учащиеся через газету ведут непосредственное общение с миром. Мало того, газета вливается в повседневную жизнь учащихся. 

Когда я только начал работу, то удивился большому проценту детей, читающих газеты (главным образом «Труднабат»). Когда я провел среди них анкету о газете, получилось, что ребят мало интересуют передовицы, телеграммы и т. д., им хотелось бы что-то свое». 

Кстати, на страницах «Труднабата» регулярно выходила рубрика «Ленинский резерв» о делах юных ленинцев, появлялась тематическая полоса «Путь молодежи». Когда вновь провели анкетирование, оказалось, читатели отдают предпочтение городским новостям и прочим «интересностям». Редакция тут же отреагировала, напечатав подборку под заголовком: «Тайна ленинградских дворцов». Почитаем и мы: 

Во дворце Юсуповых 

Специальная комиссия губфинотдела и Главнауки заканчивает обследование дворца Юсуповых на мойке. В процессе работы пришлось вскрывать стены, полы и лестничные клетки более чем в 40 местах, но обнаружено только 15 тайников, причем в них найдены посуда и оружие, предметы домашнего обихода, большой ценности собой не представляющие. 

Потайной ход 

Сейчас комиссия работает над вскрытием потайного хода, соединяющего оба здания дворца Юсуповых. 

Собачья могила 

Около потайного хода в саду комиссия натолкнулась на холмик, покрытый чугунной плитой и обнесенный небольшой железной оградой. Холмик имеет вид могилы, но никаких подписей на плите нет. 

Комиссия заинтересовалась этим холмиком и выяснила, что под плитой похоронена… любимая собака старой княгини Юсуповой. 

Домовая церковь 

Во время изъятия церковных ценностей как-то ускользнула от внимания домовая церковь в Юсуповском особняке. Теперь комиссия проводит учет ценностей церкви, причем наиболее художественные будут переданы в Эрмитаж. 

Шуваловский особняк 

На днях комиссия приступает к обследованию дворца Шуваловых на Фонтанке. В этом дворце так же, как и во дворце Юсуповых, есть еще много невскрытых тайников. Удирая за границу, старая графиня Шувалова забрала с собой сравнительно небольшую часть своих ценностей. Остальные были замурованы в тайниках дворца и только часть их удалось найти за годы революции. 

Единственное лицо, кто знал все тайны дворца Шуваловых, – это старик дворецкий. Но сейчас он разбит параличом, впал в детство, ничего не говорит и не покидает кресла. На него рассчитывать не приходится. 

Дворцы Шереметьевых и графини Карловой 

После Шуваловского дворца комиссия приступит к обследованию и вскрытию тайников во дворцах графов Шереметьевых и графини Карловой, расположенных тоже на Фонтанке. Стены этих дворцов хранят в себе немало тайн, и над раскрытием их комиссии придется немало поработать». («Трудовой набат», 28.10.1925 г.). 

Это была первая публикация на тему тайн, связанных с историей. 

Как видим, сто лет назад газета придумала рекламные возможности, которые хорошо работали на подписку. Ими и поныне пользуются средства массовой информации. 

НА СНИМКЕ: редакция «Трудового набата» с командой рабкоров и юнкоров. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото из архива автора/


42349