ЛЮДИ ЗЕМЛИ ТЮМЕНСКОЙ
О том, что председателю президиума Союза землячеств Тюменской области Николаю Ивановичу Реневу исполняется 80 лет, узнал от ветеранов-голышмановцев, проживающих в областном центре. Поймали они меня в коридоре департамента АПК.
– Хоть и говорят, что роль личности в истории невелика, – убеждал Геннадий Петрович Сидоров, полковник милиции в отставке. – Однако, если бы не энергия и феноменальная работоспособность Николая Ивановича, мы бы сегодня вспоминали, что когда-то было голышмановское землячество. Да и не было бы одной из самых активных боевых ветеранских организаций – Союза землячеств Тюменской области, численностью более двух тысяч человек, созданного организаторским талантом Ренева. Он относится к когорте подвижников-созидателей, о которых поэт Николай Тихонов сказал: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей!». Порадуйте нас – напишите об этом незаурядном человеке.
Кто в области не знает Сергея Алексеевича Пахомчика, вот он, весьма занятой ученый- экономист, оказался членом голышмановского землячества.
– Николай Иванович сделал его центром сплочения, – убеждён Сергей Алексеевич. – На Ренёве держится стержень организации. Многих руководителей повидал я и во власти, и в образовании, и в науке. Наш председатель, в отличие от многих, наставляет других не нудным назиданием, не приказами, а через приводные ремни собственного подвижничества, бескорыстия, умения достигать высоких благородных целей и просто посредством трогательной заботы о людях. Часто к ветеранам в медицинских учреждениях относятся как к отработанному материалу – выживай, если сможешь. А Николай Иванович настойчиво добивается для них лечения – уникального обследования, операции, госпитализации, реабилитации…
– Недавно, – наперебой рассказывали члены землячества, – мы принимали в свои ряды женщину. Николай Иванович спросил у нее девичью фамилию. И тут же назвал имена и отчества ее родителей из Боровлянки. Напомнил собравшимся, что мама первой в районе надоила в среднем более трех тысяч килограммов молока от каждой фуражной коровы. Прошло 50 лет, а он все помнит.
Ренева я застал, как всегда, доброжелательным, но с заметным внутренним напряжением.
– Не до юбилея, – признался Николай Иванович. – Попал в ситуацию, которую не могу осмыслить. Как будто оказался в другом государстве, с другими порядками и мировоззрением. Честно признаюсь, нахожусь в глубоком замешательстве. Вот сейчас поеду с представителем городской администрации выбирать место для «Памятника деревне», посвященному подвигу селян в годы Великой Отечественной войны.
– Так ведь три года назад занимались этим.
– В том-то и дело: трехлетний круг бюрократической волокиты закончился, начинается новый…
Николай Иванович ушел, а я принялся раскручивать цепь событий.
Ветераны, ведомые Реневым и исполнительным директором Фонда имени Поликарпа Петровича Прокопьева Юрием Романовичем Клатом, при поддержке губернатора Владимира Якушева и депутатского корпуса областной Думы за десять с лишним лет подготовили и издали 11 томов серии «Труженики сельского хозяйства земли Тюменской». Последняя книга называлась «Бессмертный тыл», в предисловии которой написано: «Сегодня стало ясно, что сохранять память только о тех, кто воевал с врагом на фронте, было бы исторически несправедливо, ведь почти в такой же мере сражались с врагом из последних сил труженики тыла. И не только те, кто стоял у станков, плавил сталь, добывал уголь, выпускал оружие, танки. самолеты… Не меньший вклад в Великую Победу внесли крестьяне, те, кто производил продовольствие. Они недоедали и все отправляли родной Красной армии. Это была часть тыла, ковавшая победу на хлебных полях, животноводческих фермах, в рыбных артелях. Вот почему сельские тюменские ветераны ХХI века, которые знают цену крестьянскому труду и могут представить, как голодным, разутым и раздетым деревенским людям удалось накормить фронтовиков и победить врага, решили сделать о них книгу, не повторяя фамилии, уже опубликованные в наших предыдущих десяти книгах. Для этого надо было хорошо потрудиться в архивах и музеях и найти имена новых тружеников – женщин, стариков и детей, которые выдержали годы военного и послевоенного непосильного труда». Перед ветеранами во время подготовки материалов перед глазами встала эпическая картина крестьянского подвига в годы великих испытаний.
И потому вполне закономерно у них возник вопрос: почему нет памятника подвигу деревни? В годы войны (на современной территории области) проживало 80 процентов населения из 917 тысяч человек. Да и в самой Тюмени – столице деревень – в основном трудились выходцы из села. Сегодня в городе существуют памятники, посвященные труженикам предприятий, изготавливавших продукцию для фронта. Таких рабочих было всего 2,5 тысячи. Есть у города планы построить комплекс монументов оборонным заводам возле Выставочного зала. Но там, на большой территории, где регулярно проходят сельскохозяйственные выставки, администрация Тюмени категорически не желает выделить место для монумента в честь подвига сотен тысяч женщин, стариков и детей, десятки тысяч которых умерли от непосильного труда, голода и холода. Сегодня у тюменцев нет места, где можно было бы почтить их память.
Ветераны, не нагнетая обстановку, поступили вполне цивилизованно. О желании поставить «Памятник деревне» проинформировали заместителя губернатора Чейметова, депутатов областной Думы, провели собрания во всех землячествах Тюменской области. Попросили городскую администрацию предоставить место. Там предложили такие закоулки в областном центре, куда даже транспортом не добраться. Тогда решили остановиться на площадке в отдаленном городке аграрного университета – в целях патриотического воспитания молодежи. Четырежды обсуждали этот проект на заседаниях общественного совета при департаменте АПК. Все единогласно проголосовали за «Памятник деревне». Владимир Чейметов на праздниках, собраниях, заседаниях, встречах призывал аграриев поддержать ветеранскую инициативу. Уже приступили к сбору средств. После конкурса работ скульпторов в четыре этапа определились с проектом монумента. Художники приступили к работе.
Как вдруг по чьему-то злому навету вся эта патриотическая кампания остановилась. Заместитель губернатора Чейметов отказался поддерживать проект, влиятельные депутаты стали откровенно «тянуть резину», ректор аграрного университета отказала в предоставлении места, объясняя это «воспрепятствованием неправомерному проникновению на территорию университета и организации пропускного режима». Возможно, в ее отказе есть здравый смысл. Ведь чтобы почтить память сотен тысяч крестьян, толпы людей понесут цветы.
Сельхозпредприятия и другие организации, напуганные запретом на проект «Памятника деревне», перестали перечислять деньги. Скульпторов, которые арендовали для создания монумента просторный гараж, выгоняют на улицу. И им некуда поместить объемные элементы композиции.
Наконец-то до губернатора Александра Викторовича Моора через бюрократическое сито дошло пятое по счету ветеранское письмо, подписанное в том числе участниками Великой Отечественной войны и тыла, Героями Социалистического Труда и передовиками агропрома. А к генеральному директору ЗАО «Агрофирма Луговская» Виктору Гейну пришел ответ: «вопрос строительства мемориала памяти подвигу жителей сел и деревень в годы Великой Отечественной войны находится на контроле у губернатора Тюменской области».
Несгибаемый Ренев по совету чиновников правительства направился к их коллегам из администрации Тюмени. А там предложили поставить памятник в Березняках. Бурлящие от негодования ветераны выставили своему вожаку ультиматум: «Соглашаемся только на территорию возле Выставочного зала и точка. И так три года по вине бюрократов потеряли».
От своей цели Ренев, конечно, не отступится. К ней привела его непростая крестьянская жизнь, которую хорошо помнит с двух лет. Отец его был бригадиром в колхозе им. Ленина в деревне Селезневой – восточной оконечности села Казанское. У одной из колхозниц, подрабатывавших хлеб, нашли в кармане горстку зерна. Она избежала наказания, поскольку растила шестерых детей, а Ивана Степановича за недогляд отправили строить Беломоро-Балтийский канал. Мать, Анна Иванова, в войну выбивалась из сил с пятью детьми. Корову свели в колхоз. Пока подрастала телка, сестра настолько ослабла от недоедания, что умерла от простой болезни, пока мать везла ее в санках из Казанской больницы.
Четырехлетний (младший в семье) Николай взрослел на глазах. Самостоятельно крошил табак, чтобы потом Анна Ивановна увозила котомку в Омск, на Сибзавод, где работал на износ в трудармии отец, менявший курево на хлеб (потому и выжил). С шести лет малец с братом и сестрами пас колхозных гусей, свиней, косил сено. Надо было как-то выживать. Нужда не покидала семью и в послевоенное время. Однако решили, что Николай поедет учиться в Омский ветеринарный институт.
Приехал он туда с чемоданом, наполненным морковью, и двумя рублями в кармане. Стипендия была невелика, поначалу питались в основном хлебом, который тогда, в хрущевские времена, в столовых давали бесплатно. А когда с крепкими парнями разгружали баржи и вагоны, то удалось даже приодеться. Мама, увидев его в городском наряде, заплакала: «Ты уж, сынок, не воруй там».
А сынок сформировался в деятельного и инициативного специалиста. Когда приехал ветеринарным врачом в совхоз «Ламенский» Голышмановского района, собрал животноводов, обслуживающих 1200 коров и молодняк. «Могу вам показать строение скелета коровы и лошади на латыни, а практики не хватает. Давайте, – признался он, – на берегу договоримся: вы мне помогаете, а я вам буду свои знания передавать». Поначалу было действительно тяжело. У 70 телок два дня кровь брал – ну не идет игла в яремную вену… Однако настойчивость брала свое. Пришла пора и Реневу передавать науку. У животноводов есть вечная проблема – вовремя определить стельность. Вывел доярок на улицу и на корове научил не совсем сложному ректальному обследованию.
Смело и масштабно действовал специалист. Особенно стал заметен, когда в должности главного врача оздоровил поголовье крупного рогатого скота на территории Голышмановского и Армизонского районов. Так же уверенно и творчески работал на благо людей вторым секретарем, председателем райисполкома и первым секретарем Голышмановского райкома КПСС. Ветераны говорят, что их территории просто повезло на хороших руководителей.
Какие бы проблемы сегодня ни одолевали несгибаемого юбиляра – почетного гражданина Голышмановского района, кавалера ордена Трудового Красного Знамени – люди уверены, что он с честью их преодолеет. С юбилеем вас, Николай Иванович!
НА СНИМКАХ: Н. Ренев.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/





