ПРЕМЬЕРА
В Тюменском драматическом театре прошла премьера музыкального фарса по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Ее сценическую адаптацию написал драматург Илья Губин, поставила спектакль режиссер и хореограф Ирина Ткаченко.
По сцене, заваленной не то соломой, не то снегом, бредут люди, много людей. У некоторых в руках на длинных палках колеса. Это путешественники, передвигающиеся по безграничной и необъятной России. Кто они, как и чем живут, рассказал в поэме «Мертвые души», изданной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь. Что изменилось в стране за двести лет? И изменилось ли?
Пересказывать фарс бессмысленно и неинтересно – надо его смотреть, а ворошат ли авторы постановки «дела давно минувших дней» или повествуют о современной России, используя образы Гоголя, решайте сами. Зрители, увидевшие первые показы спектакля, уверены, что речь идет о современности, даже о нашей области, в которой совсем недавно избавились от одной из великих российских бед – плохих дорог. Костюмы также вне времени. Они могут быть современными, а могут отражать наше представление об эпохе.
Авторы спектакля используют текст Гоголя «точечным методом» – огромный том оригинала не уложишь ведь в два часа. Вот отец Чичикова (Александр Тихонов). Из зрительного зала его почти не видно: «наставление» происходит в глубине сцены. Ритмично вколачивает прутом в отпрыска важные, необходимые для успешной жизни «истины»: «Больше всего угождай учителям и начальникам».
Губернатор N-ской области (Сергей Осинцев) сам вышивает по тюлю и всегда имеет при себе «кошелек ручной работы», который демонстрирует окружающим с целью пополнения содержимого оного. «Свои» не торопятся вложить туда свои «кровные», а вот Павел Иванович Чичиков тратится. Что это, взятки или инвестиции, вам судить. Но Губернатор всегда появляется на пути Чичикова, когда тому угрожает опасность и требуется поддержка и помощь: «копейка не выдает своих». Осинцев в этой роли блистателен, а его позы в некоторых эпизодах как бы скопированы с парадных портретов российских императоров. О роли Губернатора для Чичикова можно судить и по следующему факту: «лафа» для Павлуши заканчивается со смертью Губернатора. Его хоронят в финале спектакля, хотя Гоголь описывал похороны «самого честного человека губернии» – прокурора.
«Весь вечер на сцене» Павел Иванович Чичиков (Николай Аузин или Александр Кудрин). Заварив крутую авантюру по покупке мертвых душ у помещиков, Чичиков перманентно перемещается из одной жизненной коллизии в другую. Критики утверждают, что Гоголь показал в своей поэме новый для России характер – этакого авантюриста. В Западной Европе этот характер возник много раньше – от ткачей в «Новом наряде короля» до завоевателей Америки. Многие критики считают Чичикова предтечей Остапа Бендера. Чичиков, покупая мертвые души, постепенно становится крупнейшим пом е щ и к о м – 400 душ! – не имея реально в своей собственности ничего, кроме бумажек. Аузин играет своего героя как вляпавшегося в вихрь событий. Павел Иванович сам затеял эту авантюру, но затем его подхватил некий вихрь, которым он уже не управляет.
Манилов (Константин Антипин) сыгран очень точно, по- гоголевски: хлебосольный, радушный, щедрый, сентиментальный, ни в чем не знает меры, своей слащавостью он быстро утомляет и вызывает отторжение. Так же, как жена его, Лизанька (Кристина Тихонова). Как они обожают власть!
На одной из дорог Чичикову попадается странная и страшная личность — помещик Степан Плюшкин (Сергей Белозерских). Он, Плюшкин, тащит на себе огромный ворох всякого барахла. Скупердяй, жила, он собирает и хранит всякий хлам. Но в отличие от гоголевского персонажа тюменский Плюшкин озлоблен этой жизнью и всех винит в своих бедах.
Ноздрев (Сергей Калинин) – хвастун, сплетник и врун. Помещик, лишенный совести. Всю свою жизнь проводит в кутежах и различных играх. Этот чисто гоголевский персонаж дожил до наших дней, не изменившись.
Музыкальный фарс получился интересным, он дает представление о современных русских характерах, но судить по спектаклю о поэме Гоголя затруднительно, лучше прочитать книгу.
А постановку нужно смотреть как самостоятельное произведение, имеющее небольшое отношение к произведению Николая Гоголя. Над ней также работали: художник-сценограф Алексей Паненков и художник по костюмам – Лауреат Национальной театральной премии "Арлекин" Любовь Мелехина.
НА СНИМКАХ: сцены из спектакля.
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/