С приходом звука в кино мы стали, чаще всего, цитировать фразы оттуда, нежели из литературы. Даже литературные произведения многие изучали по фильмам. Словом, важнейшее из искусств проникло во все сферы нашей жизни. Оно не только развлекало, но и служило орудием пропаганды, диктовало моду, в чем-то образовывало. На излете 20 века, казалось, уже все темы исчерпаны, ничего нового не придумаешь. Разве что усилишь зрелищную сторону с помощью компьютерных технологий. Но тут появилась лента, задавшая тон всему мировому кино. Вчера исполнилось 25 лет как на экраны вышел фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво».
Картину, перевернувшую все понятия о том, каким должно быть кино, Тарантино придумал сам. Он написал сценарий, лично подбирал актеров, сел в режиссерское кресло. И хотя никто в него не верил, снял шедевр на все времена. Он и сам с юмором, причем, черным, относился к своей работе. Коктейль из разных сюжетов, навеянный третьесортными гангстерскими фильмами, поначалу многие воспринимали как пародию. Но потом присмотрелись, наиболее продвинутые подумали, и увидели в нем срез нашей жизни.
Квентин Тарантино в свое время работал в видеопрокате. Там прошло его режиссерское образование – он мог всю ночь смотреть самые разные фильмы, и при этом получать деньги. Пройдут годы, и ему будут платить миллионы, а в кинотеатры выстраиваться очереди, чтобы увидеть его ленты. А самые престижные фестивали начнут приглашать эти творения в свои программы, а потом Квентина и в жюри.
Снимая «Криминальное чтиво», Тарантино не только открыл новую веху в истории кино, но и дал второе дыхание многим актерам. Так, Джон Траволта, ставший звездой в 70-е, прозябал на задворках Голливуда, но после его зажигательного танца с Умой Турман снова попал в первый эшелон, а сам танец стал классикой. Брюс Уиллис не воспринимался критиками всерьез, пока не сыграл в «Криминальном чтиве». Также режиссер сделал культовым актера Сэмуэля Л.Джексона.
Когда фильм привезли на знаменитый Каннский фестиваль, для всех он был темной лошадкой. А потом произвел эффект разорвавшейся бомбы. Тарантино обошел по всем пунктам и Никиту Михалкова, даже друг российского режиссера Александр Кайдановский, заседавший в жюри, голосовал за «Криминальное чтиво», назвав его фильмом будущего. Лента получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах а затем и «Оскар». И до сих пор входит в десятку самых цитируемых фильмов в истории. Поле триумфа за Тарантино прочно закрепилось звание гения. Но недавно он сказал, что снимет еще одну картину и на покой, заниматься семейной жизнью. Однако пообещал, что новое творение будет его самой неожиданной работой.
Юлия Конкина




