МИР, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ МАРК

НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ 

Он создал свой неповторимый мир, куда все стремились попасть. Сценическое и кинематографическое пространство было всецело подвластно ему, и как по мановению волшебной палочки превращалось то в сказку, то в притчу, то в трагифарс. Для него не существовало неподвластного жанра. Он ловко ими манипулировал, смешивал, придумывал новые. Под обаяние его персонажей, даже отрицательных, попадали и зрители, и актеры, сыгравшие их. Или те, кто только мечтал сыграть. Для всех он был путеводной звездой, и вот его не стало. В минувшую субботу ушел из жизни гениальный режиссер, народный артист СССР Марк Захаров. 

45 лет он возглавлял театр «Ленком», сделав его одним из брендов не только московского, но и российского искусства. Все, что там шло, тут же становилось культовым. Советская власть пыталась запрещать спектакли, но Захаров умел все так завуалировать, что людям, далеким от эзопова языка, было трудно предъявлять стопроцентные претензии. Удивительно, как пропускали такие вольности и на сцене, и в кино. Причем, если в театре можно переиграть, то пленка сохраняла все на века. 

Спектакль «Тиль», с которого, собственно, и начался новый «Ленком», стал сенсацией. В период застоя, замшелости в искусстве в Москве прозвучал термин «Рок-опера». И это при том, что официальный рок был запрещен, а слово мюзикл казалось заокеанским. Немудрено, что билетов было не достать, сарафанное радио работало лучше всякой рекламы. Чиновники от искусства недоумевали, особенно они не понимали, как на главные роли можно взять таких откровенно некрасивых (по их мнению) людей, как Инна Чурикова и Николай Караченцов. 

Тема рок-оперы стала еще более актуальной, когда появился спектакль «Юнона и Авось», где звучали стихи Андрея Вознесенского и музыка Алексея Рыбникова. Сюжетная линия просто просилась на сцену, но и там имелись свои подводные камни. Чего стоит появление Богородицы, правда, в титрах ее не слишком заувалированно обозначили «Женщина с ребенком». Первыми главные роли сыграли Николай Караченцов и Елена Шанина, их образы до сих пор считают эталонными. Спектакль актуален по сей день, и сейчас на него так просто не попасть. Они объехали с гастролями полмира, показывали постановку в Париже, в Америке. Публика приходила и русскоязычная, и иностранная, и все находили в ней что-то свое. История любви никого не оставляла равнодушным. 

Николай Караченцов играл графа Резанова вплоть до той аварии, разделившей его жизнь на до и после. Его партнершами на сцене побывали Алена Хмельницкая и Анна Большова. С последней даже сделали новую видеоверсию. Но когда я во время интервью спросила Николая Петровича о лучшей Кончите, он сразу же назвал Шанину. Марк Анатольевич бережно сохранял каждую мизансцену, и спустя годы постановка выглядит очень современной. Когда с Караченцовым случилось несчастье, Захарову пришлось принимать сложное решение. Но мастер умел настаивать на своем. И он отдал роль Дмитрию Певцову. Спорить с художественным руководителем никто не стал, его авторитет непререкаем, но шепоток недовольства все же прорывался. 

Новое время не изменило «Ленком», он по-прежнему оставался на передовой, его зритель был с ним даже в самые трудные годы, а новые постановки продолжали греметь. Несколько лет назад в Тюмень привозили спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» с Андреем Соколовым в главной роли. Если честно, то я не представляла его в этом образе, но Захаров сумел угадать нужные черты. После спектакля одна моя коллега сказала: «Как теперь ходить на другие постановки». 

Марк Анатольевич всегда умел подбирать команду, в театре задерживались только люди, близкие по духу, хотя, на первый взгляд, так не скажешь. Он продлил творческую жизнь Татьяне Пельтцер, сделал Леонида Броневого новым лицом театральной Москвы. Привез из Саратова Олега Янковского, все прощал Александру Абдулову. Взял в труппу Александра Лазарева-младшего, а позже написал его родителям благодарственное письмо за хорошее воспитание сына. Его дочь Александра стала полноправным членом коллектива, чему доказательство масса театральных и государственных премий. Мастерство она подтверждает каждой новой ролью, начиная с фильма «Формула любви». На нее сразу обратили внимание, а многие даже не догадывались о родстве с режиссером. 

Марк Захаров снял всего семь фильмов, но все они стали классикой, разобранной на цитаты. Почему не появлялись новые ленты? Говорил, что не видит подходящего материала. С другой стороны, он и так подарил нам «Обыкновенное чудо» и «Того самого Мюнхгаузена», рассказал о «Формуле любви» и «Как убить дракона». 

Сразу после известия о смерти Марка Захарова начали говорить о том, кто возглавит театр, не даст ему стоять на месте, поможет развиваться. Называли разные имена, в том числе Александра Збруева и Дмитрия Певцова. Но все это пока на уровне слухов. Сами актеры пообещали сохранить тот «Ленком», который построил Марк. 

НА СНИМКЕ:  Марк Захаров. 

Юлия КОНКИНА 

 


42066