СЮЖЕТ НЕБРОСКИЙ, НО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 

Признанных мастеров кисти чаще отличает стиль неброский, не вычурный, ибо добиваются они эффекта воздействия на зрителя иными выразительными средствами – не прямолинейно-лобовыми, не нарочито яркими, а совсем наоборот. У них улавливаются лишь едва заметные полутона, если хотите, намёки цвета, света, линий… Расчёт – на тонкого ценителя-созерцателя. Характерно в этом смысле творение тюменского художника Владимира Волкова «Холодные дожди» – картина производит впечатление редкого сочетания каждой составляющей живописного процесса, гармоничности, несмотря на то, что пейзаж создан автором в достаточно молодом возрасте, еще в 1976 году…

ПЕЙЗАЖ ДЛЯ ТРЕТЬЯКОВКИ 

Явная творческая удача не осталась не замеченной знатоками изобразительного искусства: после одной из московских экспозиций «Холодные дожди» В. Волкова были отобраны в знаменитую Третьяковку. Такое в биографии провинциальных творцов даже для советского времени случалось чрезвычайно редко 

Чем же руководствовались авторитетные специалисты в области живописи? «Внимание зрителей этот небольшой пейзаж привлек насыщенным зелено- коричневым колоритом, хорошо передающим атмосферу ненастья, – отмечалось в одной из публикаций. – Жмущиеся друг к другу, омытые дождем дома в верхней части композиции уравновешены медленно бредущим табунком белых и гнедых лошадей – в нижней части. Светлые, сбегающие по склонам тропинки напоминают извилистые движения молний, которые не показаны художником, но о которых мы легко можем догадаться по узкой полосе нависших над домами туч». И далее – весьма лестное сравнение: «Русские пейзажисты нередко обращались к изображению таких впечатляющих состояний природы, как гроза, – достаточно вспомнить поэтичные пейзажи Ф.А. Васильева и А.И. Куинджи. Молодой тюменский художник увидел грозу по-своему и с помощью органичных именно для него пластических средств немногословно рассказал нам о своем восприятии этого природного состояния». 

Наблюдательность и достоверность вчерашнего деревенского жителя (а сегодня горожанина и живописца) – налицо. Здесь будто бы сочетается несочетаемое: гроза, молнии, раскаты грома и… холодный дождь. Такого, казалось бы, быть не может. Но вот нынешний сентябрь с его дождями показывает, что даже осенью случаются грозы с холодным ненастьем вперемешку. 

За годы работы в изобразительном искусстве самобытный тюменский мастер перепробовал себя в различных ипостасях. В том числе и в качестве портретиста. Его видение здесь таково: «Великое дело – постичь глубинную суть личности. Однако с первым своим впечатлением ошибаюсь редко, определяю характер будущего героя сразу, как будто прочитываю информацию, и это подталкивает меня к определенному действию...». 

РАСПУТИН И ДРУГИЕ ЛИЦА… 

Как отмечает Владимир Волков, у каждого портрета – своя биография, своя, подчас невероятная, история. Лет двадцать назад обратился к образу Григория Распутина. Объяснил для себя просто: все-таки земляк, почему бы не попытаться дать собственное видение легендарной личности. И вот с холста на нас смотрит длинноволосый чернобородый мужик в грубом домотканом сюртуке, взгляд пронзителен. Скупость выразительных средств лишь усиливает сосредоточенность лица. На заднем плане – бревенчатый дом. Деревня Покровка – родина Распутина, сибирское село, а не столичный Питер. По завершении работы Волков совершенно неожиданно для себя вдруг обнаружил, что портрет излучает какую-то необычайно сильную энергетику, иногда даже «смущая» шибко впечатлительных гостий художника. Удивительна и дальнейшая судьба полотна – просто мистика какая-то, о чем художник, «создавая Григория Ефимовича», и предполагать не мог. Однажды объявился покупатель. Говорит: «Продай Гришку!». «Гляди, не будет тебе покоя с ним!» – не то шутя, не то всерьез предупредил портретист. Гость настаивал на своем. Наконец, сговорились о цене, ударили по рукам. А вскоре новый владелец картины сообщил живописцу: и вправду беспокоит Григорий Ефимович, иногда даже заснуть не дает. И пришлось ему перенести портрет из своей квартиры в офис... 

Кстати, у мастера сложился целый цикл живописных изображений под условным названием «Знаменитые люди Тюмени». Кроме фигуры знаменитого «старца», в этот перечень входят образы писателя Константина Лагунова, певца Юрия Гуляева, поэта Евгения Вдовенко, балалаечника Юрия Клепалова... Владимир Владимирович создаёт на пространстве холста и образы друзей, знакомых. Некоторые, побывав у него в мастерской, сами просят нарисовать «себя, любимого» либо кого-то из близких. Обычное дело. Увековечить себя человек стремился всегда, чуть ли не подсознательно. 

Художник рассказывает: «Однажды по рекомендации знакомых приходит ко мне в мастерскую солидный мужчина, чтобы по случаю дня рождения его жены сделать ей приятный сюрприз – написать ее портрет в... отсутствие портретируемой, по фотографии. Но он не знал, что у меня есть правило: коль человек жив-здоров, мне надо обязательно его увидеть, почувствовать, «законтачить» на уровне энергетики. Потому что фото может дать лишь внешнее сходство – психологического состояния не будет. Так что пришлось моему заказчику представить меня своей супруге под видом приятеля, не имеющего никакого отношения к живописи. Мимолетного общения оказалось достаточно, оно дало необходимый результат: увидев готовую картину, все, кто знает героиню, «одобрили» ее живописный образ. А спустя некоторое время уже она мне звонит: мол, «хочу заказать мужа»... В смысле портрет его. Естественно, на этот раз рисовать инкогнито мне не пришлось – ее благоверный просто сидел передо мной, позировал». Мой собеседник, кстати, считает: человека надо раскрепостить, создать необходимый эмоциональный контакт, когда исчезают зажатость, психологические барьеры. 

…Завершающие мазки, произведение заключается в рамку – работа готова. Но всегда ли изображаемый соглашается с тем, как его «интерпретировали» на холсте? Известно, что человек порой видит себя чуть иначе, нежели окружающие. Учитывая «психологические моменты самовосприятия», художник нередко вынужден согласовывать свои действия с портретируемым и его близкими. Ничего зазорного в этом нет. Да, поначалу можно и не узнать себя, не согласиться с живописцем. Но тех, кто живет рядом с тобой, не обманешь – они-то наверняка определят, соответствует ли «оригиналу» образ на холсте. Правда, последнее слово всё-таки остается за творцом – именно ему дано почувствовать своего героя и отразить истину. 

ПОРТРЕТИРОВАНИЕ – ТРАДИЦИЯ ДАВНЯЯ 

Бытовое портретописание между тем существовало в России еще до революции. Как правило, свое изображение заказывал глава семейства, его кормилец и поилец. Нередко это делалось… в назидание домочадцам и потомкам. Образ благодетеля, отца-созидателя домашнего благополучия становился примером для подражания, должен был вызывать уважение родственников и последующих поколений. Сегодня старая добрая традиция возрождается повсеместно, в том числе и в Тюмени. На то у нынешних заказчиков бытового портрета есть свои причины, которые, впрочем, мало чем отличаются от дореволюционных. Если «процесс» пойдёт в верном направлении, то увековечить себя захотят не только отцы семейств, но и их дети, внуки. Как и в былые времена, будут формироваться дорогие сердцу маленькие семейные картинные галереи. Всегда приятно отвечать на вопрос: «А это кто?», если твой близкий человек заслужил право увековечить себя – делами своими или просто, потому что любим. 

В свое время наш земляк, российский предприниматель и меценат Савва Мамонтов был известен тем, что посодействовал становлению и развитию отдельных творческих личностей и даже целых направлений в изобразительном искусстве. Художники, в свою очередь, создали великолепные портреты этого достойного человека и гражданина. Некоторые представители сегодняшнего делового, политического и культурного бомонда Тюмени тоже претендуют на то, чтобы быть увековеченными на холсте, и вполне успешно реализуют свои чаяния. Их изображения находят свое место в домашних галереях. А лица наиболее уважаемых из них, возможно, со временем появятся в постоянных экспозициях наших музеев изобразительных искусств. Тем более что долговечнее холста еще ничего не придумали. А остальное – лишь прилагательное... 

Справка 

ВОЛКОВ Владимир Владимирович, художник-живописец-дизайнер, член СХ СССР с 1982 года и СХ России. Учился в Университете искусств в Москве на факультете изобразительных искусств у профессоров Е.П. Минина и Г.А. Негазина. Дважды дипломант всероссийских выставок, участвовал в международных экспозициях. Персональные выставки в Тюмени в Музее изобразительных искусств – в 1981, 1991 и 2001 годах. Произведения В. Волкова находятся в музеях России, стран СНГ, а также в частных коллекциях нашей страны, Индии, Болгарии, Румынии, Польши, Австрии, Англии, Кубы, Югославии. Живет в Тюмени. 

НА СНИМКАХ: пейзаж «Холодные дожди», отобранный в Третьяковскую картинную галерею; художник Владимир Волков у себя в мастерской. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 

 


41965