КОГДА КАЖЕТСЯ…

БИЕННАЛЕ

В Тюменском Музейном комплексе им. Словцова состоялось открытие выставочного проекта «Все не то, чем кажется», проходящего в рамках V Уральской индустриальной биеннале. В нем приняли участие более 30 художников: из Москвы, Санкт- Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Тюмени. Таким образом, наш город прикоснулся к концептуальному искусству и как зритель, и как одно из мест, где оно создается.

Слово биеннале впервые во весь голос зазвучало в Тюмени два года назад во время долгожданного открытия Музейного комплекса. Это событие решили сделать неординарным и по-настоящему запоминающимся. Таким, чтобы о нем говорили как можно больше и дольше. Современное искусство к этому располагает. Не все ценители высокохудожественных творений смогли воспринимать такой подход. Причем, если рядовых зрителей можно было упрекнуть в узком кругозоре и ограниченности мышления, то к профессиональным искусствоведам стоило прислушаться. Но у организаторов свой взгляд, и они его упорно отстаивали. Так или иначе, проект наделал шуму и вызвал резонанс, чего, собственно, и добивались. 

Нынешняя экспозиция менее провокационная. На этот раз решили заняться современной мифологией. Не той, что мы изучаем на уроках в школе с древнегреческими героями и богами, а кому повезет, то и прикоснуться к «Эдде». Во всяком случае, будут знать, что Тор – не герой комиксов. Здесь же как раз постеры и комиксы, и реальность, находящаяся за пределами нашего о ней представления. Правда, уходя за эти самые пределы, нужно все- таки найти дорогу назад. 

Загадочное представление виртуальной реальности, затянувшей нас в последние годы, нашла свое отражение у современных художников. Каковы они, мифы нашего времени? Проистекают из далекого и почти туманного детства, где тоже все было не таким, каким отразилось в памяти. Где-то лучше, где- то хуже. То же самое и с советским прошлым. На полках с томиками Ленина каждый увидел свое – стену, отделявшую нас от внешней цивилизации или дорогу из желтого кирпича, ведущую в иллюзорный Изумрудный город, остававшийся всегда на горизонте. 

Интересно, что в Екатеринбурге площадкой для биеннале стал действующий Уральский оптико- механический завод, еще больше приблизивший проект к слову «индустриальная». А здание первого городского кинотеатра «Колизей» превратили в «Павильон бессмертия». 

– Наконец-то Тюмень влилась во всероссийскую и международную музейную среду, – резюмировала директор Тюменского музейно-просветительского объединения Светлана Сидорова. – Впервые здесь свои работы представили местные авторы. 

А раз есть место для творчества, может, найдется место и для искусства. 

Юлия ВЛАДИМИРОВА 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/ 

 

41973