ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ
Наверное, добрый волшебник заколдовал красивый дом на улице Кирова, 36. Дом необыкновенного облика, живет- поживает в нем сказка. Мальчишки-девчонки, а также их родители со всей Тюмени спешат сюда.
Наш любимый кукольный зародился в «недрах» театра драмы по инициативе актрисы Екатерины Сергеевны Стивиной. Свой первый спектакль «Колобок» кукольники показали 22 декабря 1945 года. Долгое время новый коллектив не имел стационарного помещения, труппа много гастролировала, кочевала по разным углам. Первым директором театра был Ростислав Владимирович Яичников (до назначения на этот пост он руководил клубом аккумуляторного завода). С освоением Севера начался быстрый рост Тюмени, для артистов открылись новые перспективы. В 1960 году театр получил статус областного, но он не имел подобающих помещений. Ростислав Владимирович загорелся идеей постройки здания для детского театра, много сил и стараний потратил, чтобы в 1973 году состоялось долгожданное новоселье. Автор проекта заслуженный архитектор России Виктор Станкевский вспоминает:
– Я тогда был без всех этих регалий, молодой, горячий. Решил выступить с критикой. Написал в газету маленькую статеечку «Архитектурный парадокс» про кинотеатр «Темп», который проектировал Петр Гриненко. И меня вызвали на заседание облисполкома. Сказали: «Да какое ты имеешь право критиковать?! Гриненко – главный архитектор Тюмени, а ты кто? Сможешь сделать проект театра кукол?». Так решено было провести конкурс. Авторы по ночам работали, чтобы за неделю все успеть. Представили пять проектов. Я опять на заседании облисполкома перед серьезными мужами держал ответ, докладывал о своей работе. Слышу, понравилось. Думаю, слава богу, я хоть немножечко подзаработаю. За участие в конкурсе платили 50 рублей, а победителю – еще 50. И тут мой директор гордо заявляет: «Мы сделаем все вне плана!» И мои надежды на подработку не оправдались…(Смеется). Но был рад, что вот такой у меня проект случился. В него я включил элементы монументального искусства. Художник Всеволод Кальнин сделал великолепную мозаику. А фасады я придумал облицевать искусственным красным гранитом, потому что на натуральный замахиваться было безнадежно. Составил рецептуру этого материала, сам раствор замешивал. Мне нужны были черные габбро, змеевик, у гранита же есть фракции, камень имеет определенную фактуру. Ну, этого ничего нет, тогда пришлось собирать зеленые бутылки, дробить их. Более-менее сотворили искусственный гранит, он по всем фасадам проходил.
За 30 лет эксплуатации здание, как говорится, довели до ручки. Тогдашний директор Раиса Рогачевских обратилась ко мне с просьбой переделать кровлю. Но еще столько проблем накопилось: и с тесными гримерками, и со сценой – словом, договорились делать проект реконструкции. Я подумал: время другое, можно хотя бы искусственный керамогранит в отделке фасадов использовать. Со мной согласились, но сделали только переднюю часть, а остальное – оштукатурили. Над козырьком, где пики, круг должен быть…
ПРИДУМКИ ХУДОЖНИКОВ
– Фойе театра кукол украшает рельеф «Мир сказок», выполненный художниками Эдуардом Тягло и Виталием Шиловым, – продолжает рассказ их коллега Владимир Янке. – Объем работы был большой – керамическое панно во всю стену. Сказочных персонажей Карабаса-Барабаса, Царя и Балду, медведя Умку, тридцать трех богатырей и других надо было вылепить сначала из глины, потом обжечь. Был в районе улицы Харьковской кирпичный завод, на нем работали заключенные. Мы с ними договорились: так, мол, и так, «вам – чай и прочее, а вы нашу керамику – в печку». Ну, они согласились, вместе с кирпичами обжигали глиняных героев. Иногда брак получался, приходилось переделывать… В общем, сделали нам заключенные то, что требовалось. Потом это панно на стену сами монтировали. Тяжелая работа, но справились. У нас была одна задача – сдать театр под ключ.
Я-то живописец, но пока не было заказов, Эдуард предложил глиной заняться. Это керамическое панно мы года два делали.
Эдуард высмотрел где-то в районе Андреевского озера могучую сосну. Распилили ее на три части, привезли в театр. Эти три куска надо было состыковать, автокран внутрь здания не подгонишь, можно сказать, монтировали в условиях, опасных для жизни. Физическая сила от нас потребовалась. Словом, сотворили из сосны сказочный дуб, Русалку и Кота ученого думали на него посадить, но не случилось, только цепь на нем. А деревянные часы-терем, что при входе в театр, – тоже его задумка, исполнил ее Анатолий Модин.
НАСТОЯЩИЕ ЧУДЕСА
Пушкинский дуб, обвитый цепями, подарил театру легенду. Ночью, когда в здании ни души, вахтеры отчетливо слышат шорох, какой-то непонятный шум, а однажды мелькнула тень огромного кота!
Привидение даст о себе знать – и дела в театре в гору идут, в коллективе – мир-согласие. Котофеич ученый стал добрым покровителем кукольников. А иногда мелькнет силуэт в темной одежде и растворится… Его появление связывают с замечательной актрисой Ниной Вальтонс (1935-1998). Играла она эмоционально, себя не жалея. Взрослые зрители наверняка вспомнят чудесный спектакль «Волшебник Изумрудного города», в котором Вальтонс исполнила роли Гингемы и Бастинды. У некоторых аж мурашки бежали по коже. Нина Ивановна не боялась играть злых волшебниц, потому что сама была удивительно добрым человеком.
Родилась актриса в Саратове, в семье цирковых артистов. Родители были знакомы со знаменитой Натальей Сац, организатором и художественным руководителем Государственного детского музыкального театра. Однажды в шутку Сац спросила маленькую Нину: «Хочешь стать артисткой?». Девочка ответила: «Хочу!». «А ты знаешь, что в театре есть роли большие, для настоящих артистов, и маленькие, типа «кушать подано»? Ты какой актрисой хочешь стать?» – поинтересовалась Наталья Ильинична. «Настоящей!» – прозвучал уверенный ответ. «Будешь, Нинулька, обязательно будешь!» – улыбнулась режиссер.
И сбылось предсказание. В 18 лет Нина Вальтонс вышла на сцену. В брежневские застойные времена поставили в Тюменском кукольном театре смелый спектакль «Пер Гюнт», Нине Ивановне довелось исполнить в нем эпатажную роль. Об этом эксперименте сообщил даже «Голос Америки»…
Теперь имя актрисы живет не только в истории театра, но и в легендах. А чудеса настоящие, невыдуманные, происходят каждый раз, когда волшебники сцены играют спектакль. На сцене оживают куклы, зрители погружаются в удивительный мир, полный фантазий.
Не одно поколение тюменцев выросло в театре кукол. XXI век принес новые веяния в архитектуре. Не зря говорят: «Архитектура – одежда общества». После масштабной реконструкции увеличилась площадь здания, видоизменился фасад, театр оснастили современной аппаратурой, создали все необходимые условия для работы актеров и удобства публики. Он превратился в настоящий дворец сказок. И 26 декабря 2002 года распахнулись его двери. Символический ключ от детского театра вручили его директору Василию Пустыльникову, и вновь сюда, в чудесный мир сказки, поспешили зрители.
Но, между прочим, загадочные истории бытуют не только в самом здании. В 2000 году, когда началась реконструкция, около центрального фасада здания выкопали траншею, которая обнажила широкие своды. Метра под три они были, выложены из красного кирпича. Предполагается, что это были военные арсеналы времен Екатерины Великой. Но тайна осталась, быть может, навсегда.
И еще, на площади театра каждого, кто внимателен, ждет сюрприз. Лежит на земле самая настоящая подкова, которую «обронили» в 2012 году. Думаю, ясно, зачем она тут лежит. Знаменитый Кот в сапогах встречает публику. А недавно к дворцу сказок на радость детворе «прискакал» Конек-Горбунок. Эти скульптуры стали добрыми талисманами театра и его зрителей.
НА СНИМКАХ: автор проекта В. Станкевский; Тюменский театр кукол.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/