ТЮМЕНСКИЕ КАТЕРА – ФРОНТУ

1945-2020

В Областном центре по улице Новгородской, 10 находится сквер имени Петра Потапова, директора судостроительного завода, почетного гражданина г. Тюмени. Территория парка ухоженная, уютная. Здесь установлен памятник торпедному катеру «Комсомолец», который символизирует героическое прошлое тюменских корабелов.

НА СТАПЕЛЯХ 

В 1928 году на базе филиала Балтийского завода начала строиться Тюменская судоверфь. В 1931-м все работы были завершены, и на стапелях предприятия стали собирать суда, баржи и пароходы. В конце 30-х судостроители приступили к выполнению заказов для Военно-морского флота. 

С началом Великой Отечественной войны тюменцам была поставлена задача изготовления продукции на нужды фронта. 

Осенью 1941 года в Тюмень эвакуировали предприятия Наркомата судостроительной промышленности из Ленинграда, Москвы, Керчи, Херсона. Их объединили на базе Тюменской судоверфи, присвоив название «Тюменский завод № 639». Важнейшими цехами стали механический №5, корпусный №7, монтажный №10. На заводе работало всего 977 человек, мастеров катастрофически не хватало. 

В конце 1941-го с Керченского завода прибыл эшелон с 17-ю недостроенными катерами и группой судостроителей. Но предприятие нуждалось в укреплении материальной базы. Побывавшая в Тюмени комиссия Наркомата ВМФ ознакомилась с ситуацией. Выслушала инженера Вадима Бурлакова, работавшего ранее начальником цеха торпедных катеров на Ленинградском заводе, он просил ускорить доставку алюминия для корпусов и моторы. Меры были приняты. В декабре 1941 – начале 1942 года руководство подвело первые итоги: на заводе –1193 человека, построено 16 торпедных катеров и три разборные баржи водоизмещением 250 тонн. 

Всего в годы войны из других регионов СССР было направлено более 600 специалистов, знающих, как строить торпедные катера. 

С 8 УТРА ДО 8 ВЕЧЕРА 

О том, как трудились корабелы, вспоминала ветеран труда Александра Ивановна Бесчастных: 

– Меня перевели работать в цех №5, я подносила детали и писала рабочим наряды. Цеха не отап- ливались. Костры жгли, чтобы руки обогреть. Печки-буржуйки стояли. 

Контроль был очень строгий. У входа в цех, у проходной. А как свет в цеху погаснет, ребятишки бросались на вагонетку и катались. 

Уставали сильно. Ребятки друг к другу примкнут, вздремнут. Грязные все, чумазые, в масле. Минут через 15–20 кричат им: «По коням!». То есть – к станкам. 

Хлеба давали по 600 и 800 гр. В столовой в глиняные чашки наливали жидкую похлебку с подмешенной мукой. Рабочие придут, выпьют. Эта столовая была рядом с пятым цехом. 

С 8 утра и до 8 вечера длился рабочий день. Но вечером еще не уйдешь с завода. Надо дополнительно часа три поработать. Дрова разгружать, уголь или торф. (На торфоразработках большие куски торфа резали на «кирпичики» и складывали). Или мы какие-то детали подтаскивали, смазывали снаряды. Кажется, все на сегодня. Но нет, слышим: «Ну, поработайте еще часик… Сто граммов хлеба дадим». 

Выходных, праздников, отпусков не было. Вторая смена – с 8 вечера до 8 утра. Только во вторую смену ты и был свободен. 

Хорошо помню эвакуированных токарей из Ленинграда: два брата Рябовы, Валя Савенкова (Редрова), она из детдома, Людмила Мурашева. Они жили в последнем доме на улице Щорса, как к заводу идти. Матвеев Сергей Степанович, он очень культурный человек, вежливый. Тоже на Щорса жил. 

Вольхин пришел на завод совсем мальчишкой, стал хорошим токарем, старый уж был, а все работал. 62 года его стаж! Много было мастеров, всех не перечислишь… 

КОМСОМОЛЬЦЫ –ДОБРОВОЛЬЦЫ 

В цехах трудились комсо- мольско-молодежные бригады, я не осталась в стороне, меня избрали в комитет ВЛКСМ завода. Проводила политинформации, читала местную газету «Красное знамя», все сводки о военных действиях на фронте. Комитет комсомола организовал молодежь для участия во Всесоюзном комсомольском воскреснике. Комсомольцы завода отчислили в фонд обороны 7500 рублей. 

Пионеры по примеру учеников 25-й школы собирали средства на п о с тр о й ку катера. Катер был п о с т р о ен и назван «Пионер». Я часто бывала в цехах по комсомольской работе, меня отпускали, так как знали, что к балансу сделаю свою работу. В бухгалтерии мне приходилось работать ночью. 

Когда в 1941 году приехали первые эвакуированные со станции Понтонной Ленинградской области, комитет комсомола занимался их размещением. Чаще всего проблема решалась путем уплотнения жильцов квартир, многие переезжали в одну комнату, другую отдавали эвакуированным. Но жили дружно, помогали друг другу, чем могли... 

БОЕВЫЕ ЗАДАНИЯ 

Испытания торпедных катеров проводились на Туре. Одно испытание прошло неудачно, торпеда сорвалась и утонула. Поднять ее не смогли. После этого случая катера с оружием стали перегонять на Каму. А сорвавшуюся торпеду так и не подняли… 

Торпедные катера вывозили ночью по железной дороге. Эшелоны с продукцией уходили на Черноморский флот, на Балтику, во Владивосток. 

На тюменских катерах геройски сражались моряки 1-й Севастопольской ордена Нахимова I степени и 2-й Новороссийской Краснознамённой бригад торпедных катеров Черноморского флота. «Они особо отличились при освобождении Новороссийска 16 сентября 1943 года. Здесь тюменские катера впервые использовали свои торпеды для ударов по береговым укреплениям врага. Всего 16 катерами было выпущено 44 торпеды, из них взорвалось 33. Торпеды разрушили 13 дотов, 9 дзотов, 1 прожектор, 10 огневых точек гитлеровцев. Во время операции потеряно 5 катеров, 9 получили повреждения. Погибло 11 моряков, четверть всех участвующих в операции была ранена, но над Новороссийском взвилось Красное Знамя. 

В Керченско-Эльтигенской операции катерниками В. Т. Проценко было потоплено 6 и повреждено 3 быстроходных десантных баржи врага. Катера высадили на плацдарм 1114 человек и доставили 17 тонн боеприпасов. Результатом этих успешных боев стало освобождение Анапы», – отмечает тюменский историк и краевед Игорь Ермаков. 

Завод №639 постоянно испытывал сложности со снабжением электроэнергией, что отрицательно сказывалось на ходе производства. Директором предприятия был назначен опытный инженер Израиль Натанович Крысов, главным инженером стал Анатолий Тимофеевич Андреев. Тюменские катера продолжали пополнять Черноморский флот, они участвовали в освобождении Севастополя. 

Победы моряков воодушевляли тюменских корабелов. Большая ответственность лежала на заводской сдаточной бригаде, в которую входили механики тов. Захарченко, Крамаренко, Шутов. Руководил бригадой тов. Бунин. Слесарь П. Ф. Мурзов за умелые и самоотверженные действия при вводе катеров в строй был награжден орденом Красной Звезды. 

Всего с 1942 по 1948 год на заводе построили 165 катеров. Кроме того, поступали катера с мест боев, их ремонтировали и отправляли на фронт. 

Тюменские корабли сражались в Заполярье (Кольский полуостров) в составе Северного флота. Били фашистов в Балтийском море, входили в Онежскую военную флотилию. В акватории Дуная освобождали Румынию и Югославию. Громили японских империалистов на Дальнем Востоке. 

Быстрые, маневренные катера действовали внезапно и сокрушительно. Полной неожиданностью для врага было то, что они оснащались реактивными установками катюша. 

341 работник тюменского завода и 32 сотрудника Байкальской сборочной верфи, прикомандированные к заводу, удостоены медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 

А 4 мая 1985 года Тюменский судостроительный завод за заслуги в обеспечении Советской армии и Военно-морского флота был награжден орденом Отечественной войны Iстепени. 

ЧЕСТЬ И СЛАВА! 

Новый мемориал – 19-метровый макет торпедного катера «Комсомолец» – появился осенью 2019 года. Катер вызывает восхищение у горожан: такой красавец! Его создали в городе Пермь на Верхнекамском судостроительном комплексе. На макете установлены детали, которые использовались на судах. Памятник обзавелся сигнальными огнями, прожектором, сиреной и бомбосбрасывателями, которые в рабочем состоянии. 

Напротив катера-героя на мемориальных плитах монумента значатся 670 фамилий людей, которые работали на «Тюменский завод № 639» и имели отношение к строительству кораблей. Отдельно обозначены имена 24 Героев Советского Союза, воевавших на торпедных катерах. 

В 2018 году к столетию со дня рождения директора завода П.П.Потапова заводской сквер обиходили. Появились новые деревья и кустарники, проложены пешеходные дорожки, установлены скамьи. 

А в то далекое время территория завода была грязной, неухоженной. На месте нынешнего сквера было болото. Петр Петрович Потапов, возглавлявший Тюменский судостроительный завод с 1960 по 1989 год, впервые провел благоустройство территории, при нем предприятие достигло своего расцвета. 

Благодаря ветеранам завода и всем причастным к делу создания памятника город получил знаковое место, где запечатлена наша героическая история. 

НА СНИМКАХ: строим катера, современный сквер им. Петра Потапова. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукция автора/ 

 


41891