В БОЙ ЗА ГРАМОТНОСТЬ И ЧИСТОТУ!

КАК ЭТО БЫЛО 

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ ТЮМЕНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ В ДОВОЕННЫЕ ГОДЫ 

Вот и начался новый учебный год. Пора народу грызть гранит науки. Ведь на заре советской власти основная его масса не умела читать и писать. Чтобы побороть неграмотность, учителя школ мобилизовали учеников. Перенесемся в Тюмень 1929 года и посмотрим, какие заботы были у юных граждан.

«ЗА БУКВОЙ БУКВУ ВЫВОЖУ» 

В городе тогда был объявлен культурный месячник. Ребят во- одушевили: «С неучами не построить светлого будущего!» 

Мальчишки и девчонки обошли все дома, где жили, но почему-то не учились дети школьного возраста. Оказалось, что ребята – не лентяи, просто у них нет обуви, чтобы в школу ходить. Тогда к ним прикрепили ликвидаторов неграмотности, и те стали учить детей азбуке на дому. 

Ребятишки искали неграмотных и среди взрослых. «Мне предложили обучать грамоте двух пожилых людей – мужа и жену. Старики наотрез отказались заниматься. И только когда я в отчаянии горько заплакала (не могла представить, как это – не выполню задания), они согласились. И я научила их читать по букварю, – вспоминала почетный гражданин Тюмени, заслуженный учитель школы РСФСР Валентина Федоровна Трофимова (из публикации «Тюменской правды» 19 мая 1967 года). 

Однако случались казусы: «Для ликвидации неграмотности среди детей рабочих завода «Угольник» ходят из школы II ступени две молодые преподавательницы: одна Рябова, другая Белякова. Ребята стали жаловаться – вместо того, чтобы их учить читать и писать, учительницы учат совершенно ненужным вещам: как ворожить, гадать и т.д.», – сообщал юнкор газеты «Трудовой набат» Петька Кузнечный. 

Под лозунгом «Без книги не будет знаний!» к культурному походу подключились библиотеки. Школа №2 второй ступени собрала 200 книг и отправила в деревню, где с литературой было совсем туго. Примеру последовали пионерские отряды города. 

Ребята проверили, выписывают ли библиотеки газеты «Всходы коммуны» и «Пионерскую правду»? Поступают ли современные издания для детворы? 

Многие не заглядывали в библиотеку, не читали ни романов, ни газет. Дети взяли книжки и принесли их горожанам. Книгоноши неграмотным детям устроили читки сказок и стихов. Особенно детворе понравились стихи В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кем быть?», произведения К. Чуковского. В де- ревнях детки зазывали народ в избы-читальни. В те годы зародилась чудесная традиция устраивать праздник Детской книги. 

А некоторые грамотные из числа взрослых, хотя и прочли книги, но не торопились их вернуть в библиотеки. Губернский отдел народного образования грозно предупреждал: «Всем подписчикам Тюменских городских библиотек сдать задержанные книги не позднее срока. Невозвратившие будут привлечены к суду за расхищение народного имущества». Книгоноши оказались тут очень кстати, выручили нерасторопных. 

ПИСЬМО НАДЕЖДЕ КРУПСКОЙ 

Кстати, в 1923 году в стране было создано добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН). Активное участие в его работе принимала Н. К. Крупская. Ученики Миягинской школы Тюменского округа написали Надежде Константиновне письмо, правда, сделали в нем немало ошибок: 

«Дорогая тетинька! Поздравляем Вас с 7 годовщиной Соввласти, жалко что нет дедушки Владимира Ильича. Много сделано им для бедных людей нам все это рассказал наш Александр Архипович на занятиях. Милая тетинька приезжайте к нам в гости. Школа у нас плохая прошлый год только построили живем бедно. Тетинька, вышлите нам для школы портрет дяденьки В. И. Ленина». 

Дети получили ответное письмо и подарок. 

«Дорогие мои ребята! 

Спасибо вам за письмо. Поплакала я, его читая. Спасибо за ласку, за то, что зовете в гости. Буквари, тетрадки и «Красную Зорьку» посылаю. Портрет также. Насчет денег на школу хлопочу. Учителю своему кланяйтесь, скажите ему, что я крепко жму ему руку. 

Если, когда захотите мне написать, напишите, рада буду Вашему письму. 

Владимиру Ильичу пуще всего хотелось, чтобы ребята росли коммунистами. 

Прощайте, ребята милые. Еще раз спасибо за письмо. 

Ваша Н. К. Крупская. 

«НАЛЁТЫ НА ТАРАКАНОВ» 

Другой задачей культпохода была «борьба за чистоту». Элементарные требования гигиены большинством населения игнорировались. Вернее, о них многие даже не догадывались. 

Газета «Трудовой набат» выразила негодование по поводу конфет для детей, выработанных Ялуторовской артелью инвалидов. «Лакомства были завернуты в разные засаленные ведомости, написанные чернилами, которые прошли, может быть, через несколько больных рук. Это же какой источник заразы!». 

Санитарным просвещением народных масс занимались врачи, в газетах мелькали статьи, как не заболеть какой-нибудь заразной болезнью. С наступлением лета пресса призывала: «Граждане! Не пейте сырой воды! Перед принятием пищи мойте руки!». 

Но печатное слово не доходило, из десяти человек грамотных было только два. К борьбе с «темнотой народной» и за культурный быт подключились юные граждане. 

Грязнули и неряхи становились «героями» стенных газет, а кому сильно «повезло», угодили на страницы уральской детской газеты «Всходы коммуны» (№5, 1929 г.), которая распространялась по Тюмени. Ужасно было стыдно Морозову, Широкову и еще четырем мальчикам за свой некультурный вид. Их отросшие волосы давно ждали цирюльника. Про мальчишек написали: «Если в каникулы ребята не приведут свои головы в порядок, их публично пострижем и аккуратно причешем». 

Многих ждала подобная участь. В школе у каждого ученика проверяли, чистые ли руки, шея, уши? Если нет, то, как в сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр»: «А нечистым трубочистам – стыд и срам!». 

На родительском собрании мам и пап вежливо предупредили: «дети будут вносить свой вклад в культурную революцию». 

Ученики старших классов совершали «налеты на тараканов и клопов в квартиры школьников». Предварительно врач провел с «налетчиками» беседу, как избавляться от насекомых. Но кто, где и когда любил ревизоров? Некоторые родители взашей гнали нагрянувшую проверку. 

– Клопы в доме?! Сами вы клопы! А ну, брысь отсюда! 

На предприятиях и в общественных местах ребята развесили лозунги: «Не курить! Не плевать на пол! Не щелкать семечек! Не пейте сырой воды! Мойте чаще руки! Не ешьте из чужой посуды!». 

Юные лекторы просвещали: «В шапке, галошах в комнату и общественное место не входить. Это негигиенично и неприлично!». 

В школах были проведены утренники на тему «Гигиена человека». Спектакль «Твойдодыр» по мотивам знаменитого «Мойдодыра» впечатлил взрослую публику. Мальчишка, измазанный ваксой, громко декламировал стихи К. Чуковского. На сцену вдруг выкатывался сколоченный из фанеры огромный умывальник, из него выпрыгивал пионер в красном галстуке с лейкой в руках – и ну поливать грязнулю. «Хор щеток» распевал: «Моем, моем трубочиста. Чисто, чисто, чисто!» 

Ученика, сыгравшего главную роль «неумытого поросенка», наградили куском мыла. 

На улице Республики в самых людных местах юные борцы за чистоту установили мусорные ящики, изготовленные санитарной бригадой. В детских домах им. Коллонтай и им. Дзержинского прошел конкурс на чистую комнату. 

Другое задание культурного месячника было сложнее: побороться с пьянством. Юные тюменцы вышли на демонстрацию под лозунгом: «Бросайте пить вино, родители!». Направились на заводы, предприятия, учреждения. Сложно сказать, кто из любителей выпить послушался маленьких воспитателей. Или все же «устами младенца глаголет истина»? 

Об успехах в культурном мероприятии ученики рапортовали в стенных газетах. «Одно плохо, – жаловались ребята, – нет у нас в клубе радио, ОДР (Общество Друг Радио) отказывает». Но вскоре оно проявило сознательность. И радио заработало. 

Детские хлопоты принесли плоды: «темная часть горожан» из числа взрослых пожелала сесть за парты. Учились после работы в вечернее время. Народ потянулся к книгам… 

НА СНИМКАХ: плакаты тех лет. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фоторепродукции автора/ 

 


41689