ТВОРЧЕСТВО
Когда-то в России много пели, не случайно нашу страну называли «Русь поющая». Пение было частью образа жизни русского человека. Сохранилось немало исторических свидетельств этого удивительного факта. Путешественник эпохи Екатерины II Уильям Кокс писал: «Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению... Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень – за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружавших деревень».
Что же сегодня? Народ в своей массе перестал петь. Процесс этот шел, конечно, постепенно. Масштаб трагических событий двадцатого века был настолько огромен, что после пережитых потрясений, которые коснулись почти каждой семьи в стране, трудно было сохранить удивительную певческую традицию. Репрессии и миллионные потери населения в войнах мощным катком прошлись по поющей Руси.
Замечательно, что в нашем обществе есть люди, готовые передать свои знания и опыт, создавать вокальные коллективы, учить обращаться со своим голосом, приобщать к музыкальной культуре, воспитывать, в конце концов.
В этом плане Тюмени очень повезло. Знакомство с Галиной Леонидовной Логачевой-Беззубовой для каждого желающего петь можно считать большой удачей. Галину Леонидовну и ее знаменитый детский ансамбль «Музыкальный трамплин» многие знают, во всяком случае, те, кто следит за музыкальной жизнью города.
Логачева-Беззубова – заведующая отделением вокального и хорового искусства Дворца творчества и спорта «Пионер», педагог по эстрадному и академическому вокалу, логопед, лауреат педагогических конкурсов «Искусство – детям» и «Сердце отдаю детям», награждена почетными грамотами, в том числе Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций и профсоюзов Российской Федерации, обладатель почетного звания «Ветеран труда». Регалий и заслуг у Галины Леонидовны предостаточно. Главное все-таки в другом. Она – педагог по призванию, человек, вкладывающий душу в свою профессию без остатка, мастер своего дела, умеющая учить вокальному искусству, раскрывать таланты, щедро делиться знаниями.
– Галина Леонидовна, по какому принципу вы отбираете детей в свой ансамбль?
– Принципа никакого нет. Определяющим является горячее желание ребенка заниматься пением и желание родителей, пока ребенок еще маленький. Прослушивание в коллективе мы проводим в течение всего учебного года. Возраст наших воспитанников от 3-х до 18 лет.
Сначала мы существовали на базе музыкальной школы. Изначально это был детский хор «Серебристый ручеек». Позже мы стали заниматься не только классическим жанром, но и эстрадой, в хорошем понимании этого слова. Эстрадные песни необходимо было петь уже несколько на другом уровне, работать с микрофонами, знакомить детей со звукотехникой, ведь мир музыки сейчас таков, что без этого уже никак не обойтись.
Вообще слово ТРаМПЛиН – это аббревиатура, расшифровывается – «Театр Радости Музыки Песни Любви и Надежды». Поэтому в каждую песню мы вводим моменты театрализации, очень скрупулезно работаем над каждым словом, движением, эмоцией. Программа разработана и дает возможность развивать артиста в двух направлениях – классический и эстрадный вокал.
– А сами вы что больше любите?
– Я воспитана на классике, дома у нас постоянно звучала классическая музыка. Когда меня спрашивают, что ты любишь, говорю: люблю все. Потому что с детства знала и Рахманинова, и Скрябина, и Чайковского. Классика – это другая вселенная, более богатая и глубокая по своим смыслам, музыкальной палитре, восприятию.
Музыка – это такой же язык знаков, как математика, физика, химия. Такая же логика, как в геометрии, такое же планетарное понимание, как, скажем, в философии, литературе, истории. Музыкой нужно и должно заниматься любому ребенку, даже если он увлечен точными науками. Какую в будущем специальность он выберет – это его личное дело, но обучение игре на музыкальном инструменте или вокалу человеку пойдёт на пользу: будет помогать в учебе, а потом – в работе. Музыка воспитывает душу, развивает эстетическое чувство. Поэтому развивать в музыкальном плане надо всех детей. Заниматься пением – значит, жить с любовью в душе.
Речь не идет о том, что все дети станут вокалистами. Мы говорим о воспитании культуры как таковой. Надо добиваться того, чтобы ребенок пошел не на рок-группу, а в филармонию, на концерт известного пианиста или вокалиста, на симфонический или хоровой концерт. Детям нужно слушать то, что работает на воспитание души, а желание некоторых родителей переложить воспитание детей на телевизионные каналы даст только негативные результаты. Конечно, нажать кнопку телевизора или компьютера гораздо проще, чем пойти в концертный зал. Я считаю, что родители все-таки должны водить своих детей в концертные залы. Когда слушаешь произведение в записи, воспринимаешь мертвый звук. В техническом звучании нет должного воздействия музыки, нет тех тонких флюидов, от которых рождаются чувства и неповторимые ощущения, невозможно получение катарсиса, сопереживания высшей гармонии. В зале совсем другой, живой звук. Работает физика, акустика зала. В концертном зале музыка оказывает реальное воздействие на человека – благотворное.
– Считается, что пение очень полезно для здоровья. Так ли это?
– Пение показано всем, имеющим проблемы с дыхательно-легочной системой, тем, у кого астма, хронический бронхит. Пение полезно детям с логопедическими диагнозами или проблемами психологического характера, например, с общением.
Занятия пением в таких случаях прекрасно помогают, об этом я сужу, исходя из своего профессионального опыта. По второму высшему образованию я логопед, начала этим заниматься в силу жизненной необходимости, когда увидела, что ко мне каждый год идут дети, которые все хуже и хуже говорят. Приходят дети и с поведенческими проблемами. Бывало и так: отправляешь ребенка к логопеду, а он к тебе не возвращается. Пришлось заниматься логопедией всерьез и самостоятельно, исправлять речь. Результат ощутим: наш детский коллектив поет чисто, ясно и понятно, поет на любой площадке города, будь то храм или клуб. Коллектив выступает на правительственных мероприятиях, международных конкурсах. Все отмечают, что у наших певцов хорошая дикция.
– Насколько талантливы тюменские дети?
– В Тюмени есть очень талантливые ребята, и их много. Мы занимаемся с ними в рамках федеральной программы «Одаренные дети». Среди них есть лауреаты международных конкурсов. Я считаю: наша Тюмень – поющая! Мой ученик Михаил Шепеленко окончил консерваторию, затем прошел стажировку в Италии, потом учился в Королевской академии музыки в Англии. Сейчас он солист оркестра русских народных инструментов имени Леонида Беззубова, прекрасный тенор.
Другой мой ученик Алексей Романов поет в эстрадном жанре, хотя в начале его творческого пути мы с ним пели классические произведения. Он очень организованный молодой человек в плане музыкальности и общей культуры, имеет три высших образования, участвовал в проекте «Голос».
Ученица Елизавета Брагина несколько лет назад заняла 1-е место на международном конкурсе в Вене. Тогда представители 28 стран боролись за призовые места. Выпускники ансамбля продолжают обучение в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также консерваториях Италии.
– Как часто меняется ваш репертуар?
– Существует репертуарная основа. Стараемся знакомить детей с Моцартом, Бахом, Гайдном, Чайковским, Мусоргским. Новый репертуар тоже осваиваем. Поем блоками: военно-патриотический блок, русский народный, классический, эстрадный. Несмотря на возрастную разницу детей, ансамбль «Музыкальный ТРаМПЛиН» – единый, сплоченный коллектив. Наш дом – это Дворец творчества и спорта «Пионер» с большой сценой, роялем и, главное, – с замечательным творческим коллективом.
– Как вы считаете, можно говорить о возрождении хоровой культуры в России?
– Необходимость возрождения хорового искусства в России неоднократно отмечали многие деятели культуры и искусства. Старт в этом направлении был дан в 2013 году, когда прошел учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Его возглавил художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Возродить хоровую культуру – значит, вернуться к своим корням и вспомнить о национальной идентичности, приобщить к хоровому пению широкие слои населения страны. Сводный Детский хор России уже существует. Этот масштабный проект оказался возможным благодаря поддержке президента. Идея создания сводного хорового коллектива с участием детей со всех концов нашей страны была поддержана федеральными и региональными органами власти, руководителями ведущих хоровых коллективов. Отбор в большой детский хор проходит на конкурсной основе. Тюменские дети тоже прошли отборочный тур и сейчас ежегодно участвуют в концертах. С 2014 года воспитанники вокального ансамбля «Музыкальный ТРаМПЛиН» – участники сводного хора Тюмени.
Хоровая музыка обладает большой созидательной и объединяющей силой и, что очень важно, воспитывает любовь к Родине. Именно песня воодушевляла на фронте людей. Когда поет вся страна, то она непобедима. Я считаю, что нужно всячески помогать хоровым коллективам, но при этом внимательно отсматривать репертуар. Он должен быть качественным. К сожалению, не все руководители относятся к этому с должным вниманием. Мы поем о семье, детстве, мире, дружбе, доброте. Очень тщательно отбираем репертуар.
Я всегда говорю своим вокалистам: если тебе Бог дал талант, то его надо обязательно отдать. Если дар не востребован, следовательно, он не нужен. Поэтому мы поем везде, где поется, где нам позволяют. Чтобы душа раскрывалась, она должна петь.
НА СНИМКАХ: Галина Логачева-Беззубова; чтобы душа раскрывалась, она должна петь.
Татьяна НИКОЛАЕВА