В ОБЪЕКТИВЕ ВРЕМЕНИ
На прошлой неделе состоялся мастер-класс лучших фотожурналистов областного центра. Поле для этого предоставило АО «Мостострой‑11»: цехи, заводы, строящиеся путепроводы, подходы к ним, пешеходные переходы. Мероприятие проходило в рамках конкурса имени нашего коллеги и друга, короля репортажа Александра Ефремова, погибшего при исполнении служебного долга в Чечне. Конкурс, поддерживаемый Тюменской областной Думой, проводится в четвертый раз. Особенно популярна номинация «Человек труда».
ЛИДЕР СТРОИТЕЛЬСТВА
Прологом к съемочному процессу стали вступительные слова главы депутатской фракции Андрея Артюхова и хозяина фронта работ, генерального директора фирмы, заслуженного строителя РФ Николая Руссу. Заодно руководители ответили на все вопросы по существу, да и не по существу тоже. Спасибо. Заодно сообщаем, что холдингу во главе с Николаем Александровичем присвоено почетное звание «Лидер строительства Российской Федерации». Поздравляем.
… В момент, когда президент США Барак Хусейнович Обама провозгласил, что Россия в полнейшей изоляции в результате санкций Запада и экономика РФ порвана в клочья, я, автор этих строк, аккурат оказался в кабинете «генерала». Спросил, дескать, ясен пень, ничего хорошего от экономических санкций ждать не приходится, но насколько, Николай Александрович, вредоносна эта самая изоляция конкретно для «одиннадцатого» «Мостостроя»?
– Сам у них спроси, – коротко ответил Руссу.
После этих слов в кабинет дружно вваливается делегация одной всемирно известной компании из Германии. Пытаюсь общаться в объеме словарного запаса, просочившегося в мою голову из школьной программы. И тут подтягивается немецкий специалист, изъясняющийся по-русски лучше меня. И он, герр мейстер, сказал (цитирую в точности):
– Мы выполняем всё, что пожелает Николай Александрович. Абсолютно всё.
Чего уж, политика – одно, а бизнес – другое. Об этом вспомнил вот по какой причине: сегодняшние труды фотожурналистов начались на участке совместного производства «Мостострой‑11» – «Mарурер». Вместе изготавливают продукцию, отвечающую как немецким, так и российским стандартам. Дабы быть лапидарным, зачитаю вывеску: «Производство и монтаж деформационных швов по технологии с использованием комплектующих фирмы MARURER». Так значатся: швы. А на самом деле детали и конструкции, используемые в мостостроении и дорожном строительстве.
– Обеспечиваем не только подразделения нашего холдинга, – поясняет руководитель обособленных производственных цехов территориальной фирмы «Мостоотряд‑36» Иван Катаев, – география поставок расширяется не по дням, а по часам: Якутия, Подмосковье, Приморье, Омская и Новосибирская области… Конечно, полностью обеспечили строящийся путепровод по улице Монтажников.
Цех металлоконструкций. Тут делают не отдельные детали, а деталища! Конкретно – пролетные строения.
– Вот уже отправили две тысячи тонн конструкций на Ямал, – комментирует знакомый читателю Иван Сергеевич, – на дорогу Уренгой – Коротчаево.
Он имеет в виду реку Пур. Кое-кому из земляков наверняка приходилось транспортироваться тут по паромной переправе. Помните, какая канитель? Скоро избавимся от хлопот. Строительство моста идет полным ходом. А еще по контрактам надо изладить 20 мостовых переходов на автомагистрали Надым–Салехард. Большая часть сооружений уже сдана в эксплуатацию.
Возвращаясь к цеху металлоконструкций, добавим: здесь делали металлоконструкции для знаменитого Крымского моста. АО «Мостострой‑11» давал не только «железо», но и выделял лучших людей – монтажников, инженеров.
… СВЯЗЬ ВРЕМЁН И НАРОДОВ
Измаил Раенбаков был капитаном теплохода, принадлежащего оленеводческому совхозу в ЯНАО. Навигация за Полярным кругом коротка. Капитан приобрел сварочные причиндалы – стенд, трансформатор, держатель, электроды – и самостоятельно освоил «огненную» профессию. Ради интереса показался квалификационной комиссии в Сургуте, которая легко присвоила флотоводцу высший разряд. В конце концов оказался электросварщиком Мостостроя. Имеет письменные благодарности от мэра и от губернатора, кажется, тоже. (Ой, ошибся: губернатор вручил грамоту и пожал руку Измаилу на подиуме, установленном в честь пуска в эксплуатацию путепровода по Монтажников).
Но еще раньше мастер огненного шва служил на Тихоокеанском флоте: командир отделения службы БЧ‑5 противолодочного корабля. Четыре десятка лет переписываются-перезваниваются командир корабля, капитан- лейтенант Олег Полетаев и старшина 2-й статьи Измаил Раенбаков. Каплей каждый раз благодарит строителей за вантовый мост на остров Русский.
Вообще-то этот объект возводили москвичи – компания «Мост». Делали это в перерывах между сооружением путепровода через Транссиб в Тюмени. Инженеры из Тюмени выступали в роли государственного заказчика. Наконец-то дошла очередь до АО «Мостострой‑11» – родная фирма «Мостотряд‑36» участвует в строительстве мостового перехода на автодороге Владивосток – Находка. Порт Восточный. Металлоконструкции тоже поставляет Тюмень.
ЖИВЫ ТРАДИЦИИ
Экс-старшина проезжую часть моста по привычке кличет палубой. А в День Военно-морского флота облачается в матросскую форму. Только во время обеда. И все друзья-монтажники поднимут кружки с компотом. Не до ресторана. На путепроводе в створе улицы Монтажников, где проходил мастер-класс, идут завершающие работы: электрики подключают лифты, дорожники укладывают последние метры асфальта. Скорее всего, объект введут в строй действующих даже раньше выхода газеты в свет с этим материалом. Или одновременно.
Наверное, в эти же сроки будут готовы два последних съезда на путепроводе на трассе Тюмень – Богандинский – Боровский – и тогда ТКАД (55-километровая кольцевая дорога) можно считать завершенной: 15 лет напряженного труда.
ДО ВСЕГО ДОЙДЁМ
Только что друга Фархата Хасанова поздравил с праздником Курбан-байрам. Он, начальник стройки, совсем недавно завершил строительство путепроводов в Москве. Три дня побыл дома, в Тюмени (сыну, Тимуру Фархатовичу, исполнилось три с повинной года). И вот уже отбыл на Среднее Приобье. Там как раз открылся фронт работ.
Хотелось бы рассказать о том, как парни из «Мостостроя‑11» возводили самый крупный в Центральной Азии объект – мост через Иртыш в Павлодаре. Чего далеко ходить. Вон мост через Туру в районе Лесобазы по улице Дамбовской. Вон идет реконструкция моста в створе улицы Челюскинцев… До всего дойдем. А пока, будьте любезны, нате вам фото с поля мастер-класса.
НА СНИМКЕ: мост в Павлодаре – самый крупный в Центральной Азии.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/