АПК
Середина августа. Из памяти фотоаппарата вытаскиваю снимки позапрошлого года. Вот и фотографии уборочной в ОАО «Мальковское». Как там нынче, не свернули из-за проблем работу? У нас в области, да и в стране, есть немало сельхозпредприятий, которые существуют вопреки здравому смыслу. Победные реляции в СМИ об успехах агропрома, бодренькие репортажи – это чаще бумажные кораблики, плывущие среди айсбергов суровой прозы жизни.
Во времена перестройки прежняя районная администрация вопреки законодательному запрету Правительства РФ переводить в частную собственность землю, на которой расположены дорогостоящие (ценой в миллиарды) оросительные комплексы, раздала населению на паи поливные гектары. Затем предприимчивые дельцы скупили эти площади, вывели их из категории земель сельхозназначения и отдали под ИЖС.
Сегодня на бывших поливных и неполивных полях ОАО «Мальковское» растут поселки. На земле, что осталась еще не застроенной – а это всего 700 гектаров – акционерное общество культивирует картофель, овощи и продовольственную пшеницу. Зерно выращивают также для того, чтобы был какой-то севооборот, так как в стесненных условиях нет возможности дать почве отдохнуть и набраться сил. Вот так и кормится коллектив, сократившийся почти в три раза – до 72 человек.
Земелька мальковская, чикчинская, якушинская бедноватая – гольные пески. Да и ту, если дают в аренду, завтра забирают. Тем не менее предприятие платит за гектар, наверное, больше всех в районе – по 2-2,5 тысячи рублей в год. С такой нагрузкой овощеводы теряют конкурентоспособность. Поэтому как никто вынуждены заботиться о плодородии полей и соблюдении технологий возделывания культур. Только азотных удобрений вносят до 70 кг действующего вещества. До перебора с непомерно дорожающей химией еще далеко, но урожаи получают по областным меркам очень приличные. В последние годы имели продуктивность пшеницы 42-43 центнера с клейковиной 26-27 процентов (это обеспечивает хлебу высокие хлебопекарные качества), картофеля – не менее 200 центнеров с гектара, а овощей собирают от 500 до 700 центнеров.
Решил навестить мальковцев.
– Не ждал я тебя, – словно отрезал директор Владимир Илюшин. – Нечего мне тебе показывать, нечем похвалиться.
Не спешу покидать кабинет – знаю, что интеллигентнейший, талантливый организатор сельхозпроизводства почти с 45-летним стажем сейчас начнет обстоятельный разговор. Просто во время утреннего объезда полей, наверное, случилась какая-то «засада».
МЫ ЕЩЁ И ЗАЛОЖНИКИ ПОГОДЫ
– Вегетационный период в этом сезоне для зерновых был сначала благоприятный, – рассказывает Владимир Семенович. – Даже у самых ленивых, кто посыпал зерно сверху, и то все взошло. Мы раскатали губу в предвкушении, что нынче возьмем пшеницы более чем по 50 центнеров с гектара (это в два с половиной раза больше среднеобластного показателя – И.В.). Но в июле первый ливень с ураганом почти треть урожая на землю положил. Погоревали немного. А тут совсем недавно поле близ Якушей накрыла водяная лавина. В одно мгновение выпала чуть ли не месячная норма осадков! Стихия положила все зерно. За 23 года работы в «Мальковском» такого не случалось. Не помню, сколько простоял столбом возле поверженных надежд… Обмолоченное зерно уже не будет продовольственным, продадим его фуражным со значительной потерей в цене. Не исключено, что оно станет убыточным.
ВАЛИДОЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КАРТОФЕЛЯ И ОВОЩЕЙ
– На днях накопали 25 тонн картошки, – продолжает Илюшин, – и не можем продать.
По этому поводу вспомнилось тотальное японское планирование производства растениеводческой продукции. Там каждый овощевод получает задание: к такому-то времени, с точностью до минуты, доставить туда-то определенную продукцию с подробным указанием параметров качества и количества. У сельхозпроизводителя голова болит лишь о том, как вырастить высококачественный урожай с хорошими потребительскими свойствами. Так же работают и в Китае. Все понятно было и в Советском Союзе.
В современной России на растениеводческих рынках царит хаос. Сельхозпроизводители не уверены, что им удастся полностью реализовать выращенное. Неизвестно, сколько завезут овощей и картофеля из-за рубежа, какие поставки ожидаются между регионами через налаженную логистику торговых сетей. Недавно российские каналы транслировали журналистские расследования о том, как в Москве реализацию захватили в свои цепкие руки посредники из числа южан. Это они диктуют ценовую политику по стране. Разумеется, не в пользу российского народа. Назывались имена королей капустных, картофельных, луковых… Даже есть «укропный император», контролирующий по стране пряную зелень.
В Тюмени реализация овощей и картофеля тоже отдана на откуп южанам. Областная власть у нас не позаботилась об открытии овощного рынка, где люди могли бы запастись на зиму свежей и качественной витаминной продукцией от тюменских сельхозпроизводителей, не опасаясь избытка в ней нитратов и другой химии, применяемой при защите растений. Нет у нас и логистического склада, где бы северяне могли по ра- зумным ценам загрузиться местными овощами и картофелем.
Почему сейчас никто не берет картошку и капусту у «Мальковского»? Это южане-посредники выжидают, когда предприятия сбросят цену до уровня себестоимости. Вот тогда-то они встанут в очередь за овощами, чтобы увезти их в северные города и поселки, получив за это баснословную прибыль.
– Нам несколько лет назад, – говорит Владимир Семенович, – удавалось встретиться напрямую с потребителем. – Четыре автолавки каждый день уходили на площадки возле торговых центров. Реализация продукции шла бойко, но недолго. Конкуренты никому не нужны – нас вытеснили. Найти новое многолюдное место город нам не желает. А одноразовые выезды на ярмарки проблемы сбыта не решают. В торговые же сети могут зайти только крупные агрофирмы… Вот такая у нас работа – с нервами и многочисленными стрессами.
НА СНИМКЕ: механизаторы Виталий Труханский и Борис Никитенко, главный агроном Виктор Бочковский.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/