НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Земля Сибири и Урала удивительным образом сводит и разбивает человеческие судьбы. А бывает, что люди здесь становятся святыми. Об этом думаешь, когда знакомишься с иконами коллекции Сергея Аркадьевича Киверина – известного в Тюмени предпринимателя, коллекционера, мецената, общественного деятеля. Соседство образов в честь первого сибирского праведника Симеона Верхотурского, царской семьи Николая II и его небесного покровителя Николы Чудотворца, а также Григория Распутина напоминает о неисповедимости путей Господних. История и мифология, реальность и мистика переплетаются настолько тесно, что границы между ними незаметно исчезают.

Сохранилось предание о том, что в 1619 году в город Верхотурье, бывший тогда столицей Урала, прибыл инкогнито некий молодой дворянин, выдававший себя за простолюдина. Его приезд якобы не случайно совпал со ссылкой сначала в Тобольск, а затем в Верхотурье царской невесты Марьи Хлоповой. Избранница первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича (1613–1645), пострадала в результате придворных интриг. Ее несчастная судьба фатальной тенью легла на этот род, как будто предопределив трагическую гибель через 300 лет в этик же краях последнего царя из династии Романовых. 

Молодым дворянином был будущий святой Симеон Верхотурский, жизнь и посмертная судьба которого тоже оказались связанными с началом и концом правление Романовых. Его народное почитание как святого началось с 1694 года, после того как гроб с его телом вышел из земли на погосте села Меркушинского, и местные жители, ставшие получать здесь исцеление от разных недугов, сочли это знаком свыше. Через сто с лишним лет мощи перенесли в монастырь, и Сибирь начала великое паломничество к Верхотурскому Чудотворцу. Среди паломников в свое время оказался и «крестьянин Тобольской губернии Григорий Ефимов Распутин». 

Знакомство Николая II с образом Симеона Верхотурского произошло 13 октября 1905 года, когда послушник Свято-Николаевского Верхотурского монастыря Григорий Распутин впервые получил аудиенцию во дворец и преподнес царской семье икону святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Со временем Григорию Ефимовичу удалось убедить домочадцев царского дома в том, что больного гемофилией царевича Алексея можно излечить в уральской обители, где покоятся целебные мощи святого Симеона. 

Воодушевленные надеждой на чудесное исцеление горячо любимого наследника, члены императорской фамилии не оставляли своим вниманием уральскую обитель вплоть до Февральской революции 1917 года. К 300-летнему юбилею Дома Романовых в Свято-Николаевском монастыре, символично имевшем одного с императором небесного покровителя, был воздвигнут грандиозный Кресто- Воздвиженский собор – третий в государстве по величине (после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве). Разрешение на строительство этого храма, утверждение проекта и смет подписывал лично Николай II. Туда торжественно были помещены святые мощи Симеона Верхотурского, а Григорий Ефимович распорядился о строительстве дома для приема, как бы сейчас сказали, вип-персон в виде древнерусского терема. Монастырь по-царски оделили роскошными дарами. Так благодаря святому Симеону, стараниями Григория Распутина и Николая II на уральскую обитель обрушилась всенародная слава, а вместе с ней и небывалое доселе материальное процветание. 

Однако начавшиеся военные, а затем революционные события не позволили Романовым совершить поездку в Верхотурье. Его посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, мученически погибшая через пять лет в Алапаевске. (В 1992 году она была причислена к лику святых). А свергнутый император перед прибытием в Екатеринбург дважды мельком побывал в Тюмени, глянул с борта парохода на дом «святого старца» Григория в селе Покровском и некоторое время провел в Тобольске, где некогда отбывала ссылку опальная Марья Хлопова. Отказавшегося от царского трона брата сосланного в Сибирь императора звали Михаилом. 

Страшное разорение Свято-Николаевской обители в Верхотурье и убийство царской семьи в Екатеринбурге произошли одновременно – с 16 по 18 июля 1918 года. После расстрела Романовых в Ипатьевском особняке произвели опись недоразграбленного царского имущества. Из 60 икон обнаружилось только 19, две из них – в честь Симеона Верхотурского, а также флакон с его изображением со святой водой из источника с могилы святого. 

В феврале 1936 года после многолетних опасных скитаний святые мощи праведного Симеона оказались в антирелигиозном музее, устроенном в доме инженера Ипатьева, где трагически закончился жизненный путь императорской семьи. В 1992 году они были возвращены в Кресто- Воздвиженский собор возрожденной Свято-Николаевской обители, где пребывают в настоящее время. 

Царское семейство было канонизировано в 2000 году. В канонизации убитого 30 декабря 1916 года Григория Распутина РПЦ отказала. Здесь следует добавить, что на мертвых телах членов царской семьи были обнаружены медальоны с изображением «святого старца». В народе он тоже почитается как святой. В его честь пишутся иконы. Одна из них, наиболее известная, с царевичем Алексеем была написана в 2000 году монахом Григорием (С.Б. Арсеньевым, умер в 2001 г.). Как знать, может, когда-нибудь церковь и Григория Распутина назовет святым. Ведь неисповедимы пути Господни. 

НА СНИМКЕ: икона из коллекции С. Киверина. 

Ирина МАНУЙЛОВА, искусствовед 

 


41388