К 75-ЛЕТИЮ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
К началу 1944 года, когда перелом в Великой Отечественной войне уже стал очевидным фактом, правительство СССР начало уделять больше внимания вопросам промышленного и культурного строительства. Одним из регионов, где формировались достаточно мощные экономические и социальные структуры, стала Западная Сибирь, что и послужило причиной проведения крупных административно-территориальных мероприятий. Итогом, в частности, стало образование Тюменской области.
В 1944 году в областном центре была открыта музыкальная школа для обучения всех желающих. Массово организовывались творческие коллективы на предприятиях, в радиокомитетах, школах и профессионально-технических училищах. Естественно, расширялись и учреждения силовых ведомств. Так, в одном из самых красивых и просторных зданий по ул. Республики, 31 разместилась областная прокуратура. Она функционировала в историческом здании более 40 лет, вплоть до переезда в более просторные помещения по ул. Ялуторовской.
Автор этих строк с 1952 по 1971 гг. проживал в соседнем с прокуратурой доме (ул. Республики, 33), поэтому знал в лицо большинство ее сотрудников. Двор моего дома был частью общего двора, детская память сохранила многие подробности того времени. Долгие годы внутренняя жизнь работников силовых структур была вне поля журналистской компетенции, и сегодня интересно поделиться с читателями воспоминаниями.
В 1956–58 гг. две комнаты второго этажа занимала семья будущего генерала МВД Юрия Алексеевича Рытикова. Дружба с его сыновьями – Борисом и Владиком – одно из самых ранних моих воспоминаний. Помню, в начале 1960-х, уже будучи главой областного УВД, Ю. А. Рытиков как- то в выходной день пригласил меня с братом составить компанию мальчишкам для прогулки в пригородном лесу. По прибытии Юрий Алексеевич достал из кобуры свое табельное оружие и дал нам всем четверым по очереди выстрелить в ствол ближайшего дерева. На обратном пути мы распевали пионерские песни и чувствовали себя героями. В семье Рытиковых любили классическую музыку. Сын Борис впоследствии стал известным эстрадным музыкантом.
Здание прокуратуры вплоть до начала 1960-х годов обогревалось дровами, и во дворе высились поленницы в таком количестве, которое мне никогда не приходилось видеть. Для колки дров нанимали крепких мужчин из треста «Сельэлектрострой», а завхоз Петров (на снимке первый справа в третьем ряду) рассчитывался с ними прямо на улице. Во дворе был построен полуфанерный гараж для служебной «Волги» 92–17 ТЮА, ГАЗ‑51 (на нем, по-видимому, и привозили дрова).
Всматриваюсь в снимок – большинство из сотрудников вернулись с фронта. На их лицах – отблеск героических лет. Сегодня уходят из жизни ветераны той войны, их почти не осталось…
Среди работников прокуратуры были интереснейшие люди. Например, Ювеналий Псянгин, ставший в 1970-х прокурором города. Он окончил Тюменскую музыкальную школу по классу фортепиано и был непревзойденным артистом на праздничных вечерах сотрудников. Владимир Шалашников, следователь по особым делам, был энциклопедистом в области истории выведения породистых лошадей, интересовался изящными искусствами, воспитал дочь-музыканта. Мой отец, Сергей Михайлович (3-й слева вверху), постоянно участвовал в областных соревнованиях по шахматам, занимал призовые места.
Вспоминаются и курьезные случаи из жизни работников надзорных органов. Например, кража денег прямо из бухгалтерии прокуратуры. Но это исключение из правил. Виновных быстро нашли.
Большая часть сотрудников получила образование в Свердловской юридической школе, некоторые продолжили заочное обучение в юридическом институте им. А.Я.Вышинского.
По мере расцвета Тюмени качественно изменялся состав работников в силовых ведомствах. И сегодня в них трудятся достойные люди, настоящие профессионалы своего дела.
НА СНИМКЕ: фото на память, областная прокуратура, г. Тюмень, пятидесятые годы ХХ века.
Михаил ЯБЛОКОВ