НЕБОСКРЁБЫ, НЕБОСКРЁБЫ…

НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ 

Жанр, в котором он выступал, долгое время в нашей стране был под запретом. Казалось, самый популярный, самый народный, его даже власть имущие тайно слушали у себя на дачах, но он все равно имел общественное порицание. Получался некий запретный плод. А сейчас свою причастность к нему хотят доказать многие. Такое странное стечение обстоятельств, довольно показательное: мы что-то ругаем, а потом превозносим. Сначала делаем вид, что не слушаем, позднее выражаем восторг. На днях не стало выдающегося шансонье Вилли Токарева. 

Никогда не скрывала, что являюсь поклонницей данного жанра, люблю Высоцкого, что, как говорится, без комментариев. Позднее стала слушать и других мастеров шансона – Александра Новикова, Михаила Круга, Катю Огонек, Александра Розенбаума. Почти со всеми мастерами общалась, делала интервью. И никаких противоречий не испытывала: можно любить классическую музыку и не отрицать наличия других жанров. Но произведения Вилли Токарева не находили отклика в моей душе, хотя я их, конечно, знала. 

Сначала слушала его, как и все, на кассетах. Маму моей подруги вызывали в школу, потому что ее малолетняя дочь напевала блатные и эмигрантские песни. Откуда она могла такого нахвататься? Разумеется, от родителей, которые могли достать редкие записи. К счастью, я не попадалась, а ведь тоже пела подобный репертуар, даже не всегда осознавая, что он означает. 

Впервые услышала Токарева вживую на одном из городских праздников. Тогда было принято приглашать в Тюмень известных исполнителей. А уж приезд Токарева и вовсе подарок зрителям. Еще бы, заокеанская звезда! А он оказался довольно близок нашему народу по духу, иначе разве бы они дружно не распевали: «Эх, хвост, чешуя…», «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…». Тогда и возникли мысли, что в этом действительно что-то есть. Потом я не раз попадала на сборные концерты звезд шансона и видела, как к нему тянулись поклонники, желая прикоснуться к живой легенде. К тому же Токарев написал несколько хитов для Любови Успенской, среди них «Люба-Любонька», ставший ее визитной карточкой. Да и вообще человек, прошедший путь от нью-йоркского таксиста до владельца собственной студии, явно заслуживал внимания. 

О жизни в Америке он пел без прикрас, а ведь именно эта страна позволила осуществить мечту – стать богатым и знаменитым, пусть и среди русскоязычной публики. Он рассказывал, как на Брайтон-Бич накатила третья волна эмиграции. В Америку ехали уже не только в поисках лучшей жизни, но и в поисках самореализации. Но, видимо, такова природа русского человека, его тянет домой из самых прекрасных мест. Правда, я знаю другие примеры, когда люди искренне не понимали, как можно ностальгировать в райских уголках и не планировали возвращаться обратно. 

Вилен Иванович Токарев родился 11 ноября 1934 года на хуторе Чернышёв Шовгеновского района Адыгейской АО Северо-Кавказского края РСФСР (сейчас Республика Адыгея России), его предки из кубанских казаков. Родители дали имя сыну (ВИЛен) в честь В. И. Ленина. 

В 1945 году Токаревы перебрались в Каспийск, город в Дагестане. 

В 1948 году он совершил своё первое морское плавание на корабле, работал кочегаром. Затем служил в войсках связи, а после увольнения в запас переехал в Ленинград. Там он получил среднее музыкальное образование, окончив музыкальное училище по классу контрабаса при Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Во время учёбы работал в оркестре Анатолия Кролла, симфо-джаз- ансамбле Жана Татляна, в ансамбле Бориса Рычкова, певицы Гюлли Чохели. Позже сотрудничал с легендарной «Дружбой» Александра Броневицкого и певицей Эдитой Пьехой. Начал писать песни, музыку и тексты. А еще играл в оркестре Ленинградского радио и телевидения, которым руководил Давид Голощёкин. Из-за гонений на джаз уехал в Мурманск, где стал исполнителем собственных песен. Одна из них – «Мурманчаночка» – стала в 1973 году хитом Кольского полуострова. В соавторсиве с Владимиром Ярцевым записал песню «Апатиты – заполярный городок», которая стала для апатитчан неформальным гимном. 

В 1974 году Вилли эмигрировал в США. Там он был разнорабочим, почтальоном, таксистом, а потом стал петь. В 1979 году вышла первая пластинка «А жизнь – она всегда прекрасна», которая не была замечена. 

Только спустя два года свет увидела вторая пластинка «В шумном балагане», принесшая Вилли известность среди русскоязычных иммигрантов. 

Он работал в русском ресторане «Садко», а потом «Приморский» и «Одесса», ему аккомпанировала Ирина Ола. Его называли «почётным евреем Брайтона». Вилли основал свой лейбл «One Man Band», записал там около двадцати альбомов. 

В 1989 году Вилли Токарев прилетел в СССР с концертами. Большую роль в организации этих гастролей сыграл известный антрепренёр Виктор Шульман, который тоже исполнял «одесские песни» из репертуара ленинградских «магнитофонных» бардов, Бориса Сичкина и других ветеранов жанра. 70 концертов по всему Советскому Союзу прошли с оглушительным успехом. Год спустя он повторил гастроли. 

В 1990-е Вилли Токарев пере- ехал в Москву, жил на Зубовском бульваре, затем в высотном доме на Котельнической набережной. Здесь же открыл свою студию звукозаписи. 

С 2006 года являлся почётным жителем Таганского района города Москвы. 

Умер 4 августа 2019 года в возрасте 84 лет, в реанимационном отделении московской клиники, куда он впервые попал ещё в мае. По предварительным данным, причиной смерти певца могло стать онкологическое заболевание. 

Первый раз Вилли женился во время учёбы в музыкальном училище. 

Его сын – Антон Виленович Токарев (род. 11 июля 1966) – живёт в Санкт-Петербурге. Автор и исполнитель в стиле шансон, был телеведущим на канале «100 ТВ», работал радиоведущим радиостанции «Русский шансон», затем программы «Уикенд с Антоном Токаревым!» на радио Балтика; главный редактор на петербургской радиостанции «Модное радио» (FM-вещание в Выборге, Лаппеэнранте). В конце 1980-х годов – солист культовой популярной группы «Ласковый май». Внучка Кристина – актриса. Внук Егор в 9 лет завоевал Гран-при на конкурсе в Италии (саксофон). Вторую жену Светлану Радушинскую Вилли встретил, приехав в 1990 году на гастроли в СССР. В браке родился сын Алекс, живёт в Нью-Йорке. Третья жена – Юлия Бединская-Токарева – киновед, родила дочь Эвелину и сына Милена. 

Вилли Токарев нашел себя в новой стране. И не просто сумел не потеряться, но и начал делать другие проекты. Одним из них стал дуэт с нашей землячкой Жанной Прохорихиной. Вместе они записали несколько песен, выступали в Тюменской филармонии, был их сольный концерт и на «Славянском базаре» в Витебске. Я помню пресс-коференцию Токарева и Прохорихиной в нашем Домжуре, тогда 80-летнего Вилли Ивановича никто не рискнул бы назвать стариком. Таким его и запомним. 

НА СНИМКЕ: Вилли Токарев в Тюмени. 

Юлия КОНКИНА 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/ 

 

 


41393