ХРОНИКА ТРУДОВОГО ПОДВИГА

НАША БИОГРАФИЯ

14 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Тюменская область. В ее состав вошло более двух десятков районов Омской и Курганской областей, Ханты-Мансийский и Ямало- Ненецкий автономные округа. Это решение завершало 20-летний период непрерывных изменений административно-территориальных границ в этой части Западной Сибири. По площади область стала самой большой в стране – почти полтора миллиона квадратных метров. 

Сталин так напутствовал только что назначенного первым секретарем обкома Ф. М. Чубарова: «Мы на политбюро решили направить вас во вновь организованную Тюменскую область, чтобы вы возглавили областную партийную организацию. Выделение из Омской новой области позволит улучшить управление и повысить уровень организации народного хозяйства. 

Мы считаем, что омские коммунисты должны сосредоточить свои усилия на мобилизации тружеников села на производство зерна. Тюменские же товарищи сосредотачивают усилия на производстве продукции животноводства и рыбных товаров. Тюменские просторы богаты заливными лугами, а водоемы полны рыбой. Кормовые ресурсы Тюменской области для разведения крупного рогатого скота, овец и лошадей не имеют себе равных в нашей стране. Вот этим, прежде всего, вы и должны заняться. В промышленности же надо усилить геологоразведочные работы. Это неизведанный край». 

17 августа 1961 года доктор геолого-минералогических наук Н. Н. Ростовцев выступил на коллегии Министерства геологии и охраны недр СССР с докладом «О мероприятиях по усилению геологических работ на нефть и газ в Западно-Сибирской низменности». Эксперты после его выступления заявили, что «материалы, предоставленные Ростовцевым (12 газовых и 3 нефтяных месторождения – И.В.), не могут являться предметом серьезного обсуждения», и что «нет никаких фактических данных, обосновывающих огромные запасы». Ростовцева и его сторонников обвинили в авантюризме и некомпетентности. Однако коллегия министерства все-таки вынуждена была признать, что «развеяны опасения 1947–1957 годов о бедности запасов нефти, созданы реальные предпосылки для открытия уникальной нефтегазоносной провинции не только СССР, но и мира». И лишь первый секретарь промышленного обкома партии А. К. Протазанов сумел дать мощный импульс грандиозной работе по созданию крупнейшего в истории страны добывающего района. Приняв руководство областью, когда промышленность имела второстепенное значение, за два с половиной года он вывел ее на первые строчки по значимости. 

26 августа 1965 года подчинился людям самый мощный за историю разведки и освоения тюменских недр неуправляемый газовый фонтан. Он забил 11 февраля на Пурпейской площади вблизи районного центра Тарко-Сале. За сутки скважина выбрасывала 11 миллионов кубометров газа на месте аварии. Образовался кратер диаметром полкилометра, глубиной более 30 метров он был с кипящей водой, и на десятки километров вниз по течению растаяла в середине приполярной зимы река Пяку-Пур. Героическими усилиями противоаварийной бригады знаменитого буровика, в прошлом фронтового разведчика Николая Ивановича Григорьева, фонтан был задавлен. Это газовое месторождение впоследствии назвали Губкинским, до сих пор оно остается одним из крупных в стране. А по соседству с местом, где случилась авария, вырос город Губкинский. 

10 августа 1966 года геологи Казымской партии глубокого бурения на правом берегу реки Нгэва- Яха заложили первую поисковую скважину на Медвежьей площади. Нефтегазоразведчики рассчитывали получить конкретные данные о наличии заполярного газа в сеноманских отложениях. Спустя 11 месяцев при испытании скважина с глубины 1100 метров выдала мощнейший фонтан газа с дебитом 10 миллионов кубометров в сутки. Так было открыто знаменитое месторождение Медвежье, которое первым из ямальских кладовых запустили в промышленную эксплуатацию. 

23 августа 1967 года в поселке Газ-Сале на Ямале состоялось первое в истории отечественной геологии выездное заседание Государственной комиссии по запасам при Совете Министров СССР. Поводом для столь неординарного события послужило утверждение запасов газа Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения, открытого в октябре 1965 года геологами Тазовской экспедиции, которой руководил Василий Подшибякин. Обычно рутинная процедура защиты запасов первого советского «триллионника с гаком» превратилась в настоящую остросюжетную драму. Тюменцы доказывали, что этот самый «гак» равен дополнительному триллиону кубометров. А московские чиновники, ошарашенные такими объемами, обвинили наших нефтегазоразведчиков в безответственности и авантюризме, даже предлагали снять за это с работы главного геолога экспедиции Геннадия Быстрова. Однако он с коллегами грамотно и убедительно отстоял свою позицию. «Газпром» до сих пор пользуется запасами этого гигантского месторождения. 

30 августа 1968 года мощный аварийный фонтан суточным дебитом 3 миллиона кубометров возвестил об открытии геологами Новопортовской экспедиции нового крупного нефтегазоносного месторождения, получившего название Арктическое. 

6 августа 1969 года работающая на Самотлоре бригада Геннадия Михайловича Левина из Мегионской конторы бурения завершила проходку первой нефтяной скважины на электроприводе. До этого буровые работы в Западной Сибири велись только с помощью дизельных установок. Электропривод стал более экономичным и значительно сокращал промышленное воздействие на окружающую среду. 

2 августа 1972 года в среднем течении Оби было открыто Когалымское месторождение нефти, по результатам испытаний первой же скважины оно было отнесено к разряду крупных. Не случайно через 20 лет именно в Когалыме обосновалось базовое предприятие «ЛУКойла» – одной из крупнейших нефтяных компаний мира. 

13 августа 1973 года в 23.30 на Центральном товарном парке, где хранились десятки тысяч тонн готовой к отправке по трубопроводам нефти, произошел мощный взрыв. По трагическому стечению обстоятельств именно в этот момент проходила пересмена, и дежурные обеих смен в одно мгновение превратились в горящие факелы. В огне погибло 13 человек, 7 из них – женщины. Были наказаны за аварию не высшие партийные руководители страны и области, которые, поправ требования техники безопасности, требовали строительства этого объекты сверхударными темпами, а специалисты, противившиеся многочисленным нарушениям условий безопасности производства. Среди неправедно обвиняемых был и начальник главка Виктор Иванович Муравленко, он перенес из-за этой аварии первый инфаркт. Долгие годы правда об этом страшном событии скрывалась под грифом «Совершенно секретно». 

16 августа 1981 года безвременно ушел из жизни один из первооткрывателей нефти и газа в Западной Сибири Геннадий Рогожников. К сожалению, это имя нечасто упоминают в СМИ и книгах по истории области. А помнить о Геннадии Борисовиче надо! Коренной тюменец начал трудовой путь учеником токаря, был кочегаром паровозного депо, прошел дорогами Великой Отечественной войны. После окончания Свердловского горного института Рогожников посвятил жизнь геологии. Вел поисковые работы в Покровском, Ишиме и Тобольске, в разные годы возглавлял Березовскую, Нарыкарскую, Верхне-Кондинскую и Мегионскую экспедиции, Восточно-Сибирское геологическое управление в Иркутске, Ямальский нефтеразведочный, Ханты-Мансийский и Тюменский геофизические тресты. Под руководством и при непосредственном участии Рогожникова на территории нашей области было открыто 29 месторождений нефти и газа, в том числе такие гиганты, как Самотлор, Заполярное и Уренгойское. 

НА СНИМКАХ: это наша с вами история... 

Валентин СТАРНАК


41320