ИСТОРИИ СТРОКИ
(Продолжение. Начало в № 27)
Дни в Тюмени стоят погожие, пройтись по городу приятно и занимательно. В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали об истории улицы Дзержинского. Сегодня продолжим нашу прогулку.
ПО ПОДОБИЮ АРБАТА
– Улица Дзержинского – это уникальное место в областном центре, где еще достаточно много памятников деревянного зодчества, демонстрирующих различные архитектурные стили и типы резьбы, – отмечает архитектор Александр Клименко. – Подобных зданий нет ни в одном городе России. Однозначно, эта улица должна стать туристским маршрутом. В 80-е годы реставрационная проектная мастерская Анатолия Ставецкого предлагала сделать здесь пешеходный бульвар, в 90-е президент Торгово-промышленной палаты Ержан Макаш пытался осуществить эту идею. Но мечту устроить улицу по подобию московского Арбата придется оставить, поскольку полностью перекрыть движение в этом направлении невозможно. Другое дело, ввести транспортные ограничения, как это практикуется в Европе. Скорость движения машин 30 км, запрет на парковку, жесткие ограничения въезда на территорию и т.д. Снизить автомобильную насыщенность в этой части города вполне возможно. А если неспешно идти по бывшей Садовой, то заповедная улица раскрывает свои кладовые.
ВЕЛИКОЛЕПИЕ ТЮМЕНСКОЙ
РЕЗЬБЫ
Деревянный особняк под номером 13 украшен удивительной красоты резьбой. Возле дома установлен информационный щит «Легенды и символы тюменской резьбы», на который не обратит внимание разве что равнодушный прохожий. Устроители оформили его со вкусом, рассказали биографию старинного здания: «Одноэтажный дом построен в 1910 году, принадлежал купчихе Рогозиной. В советское время в нем располагался детский сад-ясли. Это один из немногих сохранившихся образцов шестистенного жилого дома, вытянутого вдоль улицы, с уникальным резным фасадным декором».
Придал дому столь праздничный вид, восстановил резьбу известный художник-реставратор, Почетный гражданин г. Тюмени Вадим Макарович Шитов.
В другом памятнике деревянного зодчества на ул. Дзержинского, 32 уже много лет базируется Дом детского творчества «Родник». Двери его открыты для взрослых и детей, желающих постичь русские народные традиции и научиться ремеслу. До революции особняк принадлежал тюменскому мещанину Сергею Степановичу Бровцыну. Квартиры в своем доме он сдавал разночинцам, среди них были доктор Ошер Мейлахович Френкель и мещанин Константин Константинович Хряков. В мае 1917 года имение перешло к врачу Френкелю, но ненадолго. Новая власть не жаловала класс имущих. Пришлось расстаться с недвижимостью. Дом хорош! Резные наличники на его окнах выглядят великолепно благодаря В.М. Шитову.
В соседнем деревянном доме на Садовой (Дзержинского, 34) в первые годы XX века располагалась фотография Луки Родионова. Лука Иванович был родом из Оренбургской губернии, по социальному происхождению – из крестьян. Перебравшись с семьей в Тобольскую губернию, работал на винокуренном заводе Поклевского-Козелл в селе Падун. Увлекался охотой и рыбалкой, получил даже 1-й приз за садовую стрельбу. Но делом его жизни стала фотография.
В своем павильоне на Садовой Лука Родионов каждый день выполнял заказы. К нему охотно шли тюменцы разных сословий, позировали перед чудо- фотоаппаратом и, получив снимок, оставались весьма довольными. После революции павильон Родионова закрыли. В 1922 году Лука Иванович скончался от тифа, был похоронен на Текутьевском кладбище. Его сын Константин и внук Вадим продолжили дело пращура. Константин Лукич работал в ателье фотографа Кардонского, а в 30-х годах – в артели «Бытовик». Теперь в этом доме располагается реставрационная мастерская В. М. Шитова. Нынешней весной здание пострадало от пожара, но добрые люди пришли на помощь, памятник деревянного зодчества продолжает жить.
ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ?
Типовые пятиэтажки, появившиеся в советские годы, внесли явный диссонанс в атмосферу старинной улицы. Это сейчас мы воспринимаем их неодобрительно, а тогда люди радовались благоустроенному жилью в самом центре Тюмени. На участке Дзержинского/Республики находилась Единоверческая (старообрядческая церковь). В 20-х годах в ней размещался хлебозавод. Выстроенная на месте храма пятиэтажка была известна тем, что в 80-е годы на первом этаже размещался магазин «Золотой ключик». В нем продавали дефицитные торты «Прага».
Ничто не вечно под луной. Со временем постройки из силикатного кирпича состарятся, износятся, не будет смысла их ремонтировать и эксплуатировать. Однако это в перспективе, а уже сегодня чудеса могут сотворить художники. Если изобразить на стенах сюжеты из дореволюционной жизни Тюмени, то граффити станут интересными и познавательными. В небольших сквериках неплохо бы поместить экспозиции, рассказывающие о прошлом города. Такие предложения сделали студенты ТюмГАСУ, ученики Александра Клименко. Замечательная придумка!
ФОТОГРАФЫ И КИНО
Деревянный дом по ул. Дзержинского, 40 весь из себя ладный, украшен великолепной резьбой. В давнее время также принадлежал Сергею Степановичу Бровцыну. В послевоенные годы жила в нем любимая тюменцами артистка театра драмы Нина Яковлевна Кардонская. Выйдя на заслуженный отдых, она переехала к дочери в Москву. Старожилам помнится, что Кардонских в театре было трое: Юрий работал электриком, одна Кардонская – кассиром, а другая – актрисой. И все исключительно доброго нрава.
Там, где Дзержинского встречается с улицей Республики, произошли значительные изменения. В 1997 году выстроили здание Центра международной торговли. Отдадим должное архитектору Игорю Литовке, сумевшему вписать турецкий проект в тюменскую среду и сделать реверанс в сторону исторической застройки. На месте этого современного строения работала одна из лучших в Тюмени фотографий – Соломона Кардонского (актрисе Кардонской он приходится родственником).
Когда Соломон набрался опыта и скопил достаточно финансов, то решил открыть собственное дело. В июле 1924 года дал объявление в газету, что у него стаж 20 лет, из них девять выполнял все ответственные работы в фотоателье Шустера. Соломон занимался художественной фотографией, с помощью туши и акварели увеличивал портреты. Старожилы Тюмени помнят, что в 30-40-е годы на указанном участке улицы находилась фотография №6 артели «Бытовик», в которой работал талантливый фотограф Трофим Банщиков. Он тоже ученик Шустера. По всей видимости, Трофим Логинович работал в этом доме после Кардонского. Интерьер фотографии был устроен подобающе. Имелись бархатная штора, венские стулья, детские вещи и другие предметы, необходимые для постановочного фото.
На другой стороне Дзержинского обосновался офис Ростелекома, выстроенный на месте снесенных старых домов. В одном из них находилась мастерская по ремонту бытовой техники, в другом размещалась Уральская авиабаза по охране лесов.
Местные зодчие считают, что здание Ростелекома ярко демонстрирует современные тенденции в архитектуре. Возле него установили скульптуры львов, которые навевают мысли о Санкт- Петербурге. Напротив – реконструированный Торговый Дом братьев Агафуровых. Здание принадлежало купцу Брюханову (Агафуровы его арендовали). Помимо торговли различными дорожными товарами коммерсанты занимались изданием открыток с видами Тюмени. Некоторое время в бывшем Брюхановском доме размещался Камерный театр. А в 1932 году здесь открылся кинотеатр «Темп», он имел первую в городе установку для демонстрации звуковых фильмов. Работали три зала: Зеленый, Сиреневый и Голубой. В 1998 году часть «Темпа» занял магазин «Тамара», как раз ту, где был зрительный зал Камерного театра. В «Темпе» висело громадное зеркало, доставшееся, видимо, в наследство от театра. «Тамару» сменил другой магазин. Старый кинотеатр сюда уже не вернется.
На углу Ленина/Дзержинского находился деревянный дом, в котором работала обувная артель. Конец улицы «железного Феликса» уходит за ул. Герцена. Там, на Дзержинского, 74, располагался скромный, с палисадником и огородиком, домик. Он связан с громкой фамилией Хацкелевич. Меер Файвишев (Михаил Фаддеевич) считался лучшим портным в Тюмени. «Закончил в Санкт- Петербурге курсы академической кройки под литер А, Б – статского и военного платья и был удостоен в 1912 году звания закройщика». Хацкелевичу довелось во время войны шить френч для В.И. Ленина.
После войны автобус первого маршрута проходил по улице Дзержинского. Сейчас по ней разрешено движение только легкового транспорта. Проезжая часть бывшей Садовой была вымощена булыжниками, пешеходная – покрыта деревянными тротуарами. Улица утопала в зелени, тем самым оправдывала своё родное название.
НА СНИМКЕ: памятник деревянного зодчества на Дзержинского, 32.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/