ГОД ТЕАТРА
В нашей драматургии есть такие сюжеты, над которыми не властно время. И речь сейчас пойдет не о Чехове и иже с ним. Там все понятно, пусть и не всем близко. А о пьесах советского периода, когда и вслух нельзя было произнести самого главного для каждого человека: долг и личное счастье, любовь и свобода. И сейчас, спустя столько лет, эти тексты, вложенные в уста известных актеров, слушаешь, затаив дыхание. В Год театра в России можно о них вспомнить еще раз.
Пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия» стала популярной благодаря постановке театра им. Вахтангова. Историю на двоих блистательно разыграли Юлия Борисова и Михаил Ульянов. После этого другим и браться вроде не стоило, но каждый театр считал своим долгом прикоснуться к теме. Тем более, не надо привлекать целую труппу, и декораций минимум. А в эпоху антреприз так вообще пьеса стала золотой жилой.
Но не стоит думать, что находиться вдвоем на сцене – дело простое. Тут как раз нужен весь актерский потенциал, чтобы зал уже знакомую историю смотрел как в первый раз. «Варшавская мелодия» – одна из немногих советских пьес, где главное все-таки любовь, а не идеология. Хотя и без нее не обошлось. В послевоенной Москве в консерватории учится полячка Гелена. Она хочет стать певицей, а в СССР получить образование проще, чем в разрушенной Варшаве. По-русски говорит плохо, но понятно. В ее жизни появляется бывший фронтовик, ныне студент Виктор. Война закончилась, наступило время для любви, и она очень сильна. Но не сильнее страны, где вождь решает, жить тебе или нет, кого любить. Обстоятельства разлучили Гелену и Виктора, но забыть друг друга не удалось даже спустя десятилетия.
Несколько лет назад поставили «Варшавскую мелодию» в театре на Малой Бронной. Главные роли сыграли Даниил Страхов и Юлия Пересильд. Стоит сразу заметить, что, несмотря на классическое прочтение, спектакль очень современный. В Москве он идет с неизменным успехом, билетов практически не достать. Не знаю, дело в самой пьесе или в актерском составе. В свое время Даниил Страхов был одним из самых востребованных актеров, к тому же возглавлял списки самых привлекательных мужчин страны. Я помню, как об этой работе мы с ним говорили во время интервью. И он тогда сказал, что пришел в репертуарный театр пока только на одну роль, а именно в «Варшавскую мелодию». Юлия Пересильд сейчас тоже очень популярна, снимается как в авторском, так и в массовом кино. Но звездный состав и хороший материал не всегда дают нужный результат. На этот раз все сошлось, постановка идет на очень эмоциональном уровне, особенно первое действие.
Зарождение чувств, трогательность, иногда нелепость, показана целая палитра. Даже когда героиня Юлии начинает раздеваться, все выглядит очень целомудренно. Она сумела удержаться на зыбкой грани, однако чувственный подтекст понятен.
Во втором акте герои постарели на десять лет. Известный советский винодел приезжает в Варшаву и встречает популярную певицу Гелену. Оба несвободны, но если Гелена только в смысле личной жизни, то Виктор еще и в плане идеологии. И вот тут их разговор о любви получился натянутым, словно сквозь зубы. Да, они до сих пор влюблены, но что делать с этим чувством? Ответ не найден и спустя десять лет. Любопытный ход – в финале Даниил сидит в зрительном зале и слушает выступление Юлии на сцене.
История в трех временах, камерная и масштабная одновременно есть и в пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», которой тоже в свое время дали второе рождение. Сначала эталонной считалась постановка Анатолия Эфроса с Александром Збруевым и Ольгой Яковлевой. Но потом его ученик Петр Штейн сделал свою версию, по канве похожую, но совершенно с другими акцентами. Сам Арбузов говорил, что его пьеса о людях, которые могли быть очень счастливы, но не стали. Потому что сами виноваты.
У Штейна идея в том, что выжить проще, чем жить. А одиночество вдвоем – самая страшная вещь. Его Лика в исполнении Екатерины Климовой получилась жесткой. Но какой еще может быть женщина, пережившая блокаду и живущая с нелюбимым человеком? Действие тоже разворачивается в трех временах – блокадный Ленинград, послевоенный и 50-х годов. И только к концу драмы повзрослевшие Марат и Лика смогли понять друг друга. Спектакль с аншлагом шел много лет, Климова называла роль Лики своей любимой. Но после развода с Игорем Петренко, который играл Марата, она заморозила проект. А жаль. Одной качественной антрепризой было бы больше.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Варшавская мелодия»
Юлия КОНКИНА