УЛИЦА «ЖЕЛЕЗНОГО ФЕЛИКСА»

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В Тюмени есть особая, заповедная улица с домами, построенными купцами, которая не широка и не узка, для пеших прогулок весьма приятна. Зодчие давно лелеют мечту сделать ее пешеходной. Это улица Дзержинского, на старый манер – Садовая. 

ДВОРЯНИН ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ 

Дзержинский – один из известных «пламенных революционеров», с его именем связана история Тюмени. Но прежде чем говорить о домах с биографией – немного о самом герое. 

Дзержинский родился 30 августа (11 сентября) 1877 года в имении Дзержиново Виленской губернии. Уже в 15 лет Феликс окончательно порвал с религией. Это был смелый и дерзкий поступок, так как поляки считаются самыми набожными из славян. У Дзержинского дворянские корни, но он обрел новую веру – в неизбежную победу пролетариата и торжество идей марксизма. Ни аресты, ни годы каторги не сломили его дух. После активного участия в Октябрьской революции Дзержинский возглавил ВЧК – Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Грозное ведомство вызывало смертельный страх у инакомыслящих, как и сама личность главного чекиста страны. «Он всегда горячий и торопливый, когда говорил, то слова, будто волнами нагоняли последующие, будто все спешили превратиться в дело. В глазах его горел несколько лихорадочный огонь возбужденной энергии», – вспоминал нарком просвещения Анатолий Луначарский. 

«Железный Феликс» не допускал слабину в работе ни у себя, ни у сотрудников. Его беспокоило, что в молодой республике ужасающе быстро растет число беспризорников. В 1921 году председатель ВЧК выступил с инициативой создать комиссию по улучшению жизни детей, и таковая незамедлительно появилась. Бывали случаи, когда Дзержинский и сам подбирал на улицах беспризорников. В том же году по предложению Ленина его назначили народным комиссаром путей сообщения с оставлением на посту руководителя ВЧК и НКВД. Предыдущие наркомы не могли наладить работу железной дороги: разрушены мосты, рельсовые пути, саботаж, спекуляция – словом, все это подрывало развитие экономики страны. К тому же голод в Поволжье 1922 года уносил жизни тысячи людей. Колоссальная ответственность и огромный объем работы забирали у нового наркома все силы. «Я живу теперь лихорадочно. Сплю плохо, все время беспокоят меня мысли, я ищу выхода, решения задач, – писал Дзержинский своей жене Софье Сигизмундовне. – Я не могу вернуться прежде, чем выяснится ситуация. Хлеб из Сибири для республики – спасение». Но имеющийся сибирский хлеб было сложно доставить из-за слабой пропускной способности железной дороги. 

В Тюмень Дзержинский прибыл в марте 1922 года на поезде, состоящем из четырех вагонов. Грозный Феликс находился в городе всего несколько часов, но быстро навел порядок – рабочим выдали зарплату. Смелые реформы, проводимые по инициативе Дзержинского, помогли наладить работу железной дороги. 

В 1926 году в честь Дзержинского переименовали улицу Садовую. В том же году «рыцарь революции» скончался от разрыва сердца после речи на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), в которой пламенно защищал линию партии от троцкистов. Похоронен главный чекист у Кремлевской стены. 

ТАЙНА ПОДВАЛА ТЕКУТЬЕВСКОГО ДОМА 

Бывшая Садовая начинается у берега Туры и направляется к центру. В 1956 году в связи со строительством Челюскинского моста через реку снесли часть домов по четной стороне. А по нечетной – произвели снос в связи с постройкой в 1976 году первого в городе дворца – Дома техники и культуры нефтяников. 

На углу улиц Дзержинского/ Осипенко находится бывшее Ремесленное училище с литейной мастерской Андрея Текутьева. В 1911 году на собрании Городской Думы Текутьев сообщил, что на постройку он израсходовал 30 тысяч рублей и передал здание в ведение Министерства народного просвещения. Андрей Иванович предложил Управе взять на себя обязательство выплачивать на содержание ремесленной школы по 20 тысяч рублей в год. Город с глубокой благодарностью принял этот дар и с условием согласился. 

Но совсем рядышком стояло Успенское женское приходское училище, а поскольку ремесленной школе было тесновато, заведение религиозной направленности снесли, увеличили площади Текутьевского здания. 

В советское время в этих стенах находилась школа №6. Теперь здание служит студенческой братии. Выпускник ТюмГУ Владимир Моор рассказывает, что в подвальном помещении очевидцы ощущали проявление особой энергетики здания. Гардеробщики отказывались оставаться в одиночестве, испытывали непонятный страх, отчетливо слышали чьи-то шаги и скрип дверей, но не было видно ни души. В теплое помещение невесть откуда набегает холодная волна, становится жутко… 

Может, это так «гуляет» старое здание, а если и г-н Текутьев так напоминает о себе, то неспроста. Захоронение Текутьева было уничтожено, душа его не успокоится. В подвале без искусственного освещения темновато, поэтому аудитории всегда хорошо освещены. 

У многих студентов и преподавателей самые приятные впечатления об историческом доме. В нем уютно, легко дышится. Стены толстенные, по подоконникам это видно. Дух времени ощущается… 

КРАСИВАЯ И БОГАТАЯ 

Дом на Дзержинского, 12 и тот, что стоит рядом с ним, – это бывшая усадьба тюменского купца Николая Осиповича Сергеева. Домовладения выстроены в 1909 году. При жизни хозяина тут еще были баня и деревянные постройки, обширный двор и большой сад. Г-н Сергеев являлся членом Правления Общества вспоможения приказчиков Тюмени, торговал кожевенными товарами и хлебом. Он же владел пеньково-канатным заводом за Тюменкой. Жена его Надежда Семеновна, выпускница Тюменской женской гимназии, слыла одной из красавиц Тюмени. Будучи респектабельной дамой, входила в попечительный совет гимназии. 

Много лет дом купеческой семьи Сергеевых стоял с заколоченными окнами. Выстроен особняк в стиле деревянного модерна, что является огромной редкостью для Сибири. В нынешнем году работы по восстановлению памятника архитектуры подходят к концу. 

ДОМ ДЕМЕНТЬЕВА 

Привлекает к себе внимание помолодевший ампирный особняк под номером 26. Из-за потока транспорта цокольный этаж был практически выдавлен, но специалистам удалось успешно провести реконструкцию. В середине XIX столетия дом принадлежал управляющему Товариществом Западно-Сибирского пароходства и торговли Михаилу Ефимовичу Дементьеву, совладельцу чугунолитейного завода Машарова. Но первоначально хозяином здания был военный врач Павел Григорьевич Катаев. 

В годы войны здесь располагался машиностроительный техникум. В одном из архивных материалов отмечается, что 6 ноября 1941 года в наш город прибыл Одесский механический техникум (так он изначально назывался). Сначала эвакуированному учебному заведению предоставили помещение на улице Заречной, 61. А 15 января 1942 года Тюменский горисполком принял решение об организации механического техникума, так как в городе произошло увеличение промышленности, на предприятиях возник острый недостаток квалифицированных кадров. Первых своих воспитанников техникум выпустил в год Великой Победы. 

Начиная с 50-х годов, обитатели дома менялись: станция юных техников, трест, в чьем ведении было коммунальное хозяйство, затем – управление, которое занималось охотничьими ресурсами. 

ЧУДО-ДВОРЕЦ – ГОРДОСТЬ ТЮМЕНИ 

На углу бывшей Садовой живет- поживает деревянный дворец, построенный в стиле купеческого барокко. С 1993 года чудесный терем занимает Центр эстетического воспитания детей «В доме Буркова». Человек, чье имя вошло в название, владел этой усадьбой, включающей жилой дом, флигель во дворе и лавку. Первоначально эта недвижимость принадлежала мещанке Е.С. Поспеловой, а с 1899 года – гласному городской Думы Василию Петровичу Буркову. 

С развитием мануфактур в 1911 году в Тюмени открыли два кирпичных завода. Один из них был в собственности купца Буркова. Завод по тем временам имел большие мощности, за год производилось 500 тысяч кирпичей. Известно также, что Бурков владел и типографией, где в 1906 году печаталась газета «Сибирский голос». Выпускали ее политические ссыльные. За разную крамолу местные власти неоднократно штрафовали издание. В 1907 году губернатор на время военных действий запретил его выпуск. В советское время на здании висела мемориальная доска, рассказывающая, что «здесь в 1905-1906 гг. находился «Рабочий клуб», руководивший борьбой рабочих и работой революционных кружков на предприятиях». 

Благодаря легендарному революционному прошлому и архитектурной уникальности здание еще в 1950 году получило «охранную грамоту». В нем по решению облисполкома открыли детский сад, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в эстетически- прекрасном помещении. Парадный вход придает особенную торжественность дому, внутри – шикарный зал с расписной аркой, красивые плафоны и настенные фризы, камин и печь. До 1981 года детишки резвились на шелковом китайском ковре ручной работы 19-го столетия. Смотрелись в зеркала стиля барокко. Сокровища остались от бывшего хозяина дома. Они представляли историко-культурную ценность и были взяты для экспозиции в тогдашний музей «Штаб-квартира Блюхера» и в фонды краеведческого музея. 

В 1990-е старинный дом переживал черные времена: фрагменты резьбы буквально валялись на асфальте. В 2006 году памятник отреставрировали по проекту Григория Дубоноса и таким образом возродили былую красоту. 

Мы рассказали лишь о нескольких домах, ценных для Тюмени и тюменцев. В другой раз будут иные истории… 

НА СНИМКЕ: здание ремесленного училища А. Текутьева. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


41193