Поэтический образ – это всегда трансляция смысла. /Гарсия Лорка/
Непостижим поэтический дар! Одни обладают таковым, другие – нет. В связи с этим на память приходят строки известного поэта В.Брюсова: «Кто не родился поэтом, тот не станет им никогда, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил».
Значимость поэзии как жанра литературы определяется фактом ее данности в повседневной жизни. Поэзия как бы вырывает человека из бытия, раскрывает его сокровенные чувства. Об этом думаешь, когда читаешь, к примеру, стихи тюменской поэтессы Антонины Марковой из ее очередной книги «Живу в предчувствии Весны». Так, в стихотворении «Розовая радость» поэтесса делится своими чувствами с читателями:
Сегодня радость розового цвета.
(Вчера была небесно-голубой).
Все началось с лилового рассвета,
Что затопил полгорода собой.
А дальше – по дороге на работу –
Встречались мне улыбки на устах,
Как розовые бабочки…
Это стихотворение словно приоткрывает завесу неизвестного об известном. Ведь мы порой не обращаем внимания на природу. А она так прекрасна!
Кстати, на стихи Марковой написано около 40 лирических и детских песен тюменским композитором В.Серебренниковым. Эти песни звучат в авторской студии «Верешок», которой поэтесса руководит два десятка лет. По профессии она – библиотекарь, по образованию – филолог, является членом Союза писателей России. Ее стихи освежают, возвышают душу, они – своего рода катарсис, помогают понять особую роль искусства в жизни, пленяют образностью и изобразительностью.
Дети, посещающие «Верешок», участвуют в конкурсе «Гришинские проталины», публикуют свои стихи в поэтических сборниках и, будем надеяться, некоторые из этих ребят останутся верны поэзии на всю жизнь.
В лирике Марковой можно ощутить некую целостность образов, смысловую значимость. Об этом невольно напомнило стихотворение «Чаепитие»:
…Станет вечер стариком седым,
Запоёт труба во все лады теплым ветром.
А огонь в ночи, догорев, привычно замолчит.
Будет свет закатный истекать
С занавесок – прямо на кровать,
С покрывала – на пол, а потом
Растворится в сумраке ночном.
Чудесные строки! Бытовая сторона лирики эмоционально придает стихам разную степень сентиментальности. Языковая первооснова Марковой предстает в самых различных обличиях. Располагая богатой стилистической палитрой, поэтесса, черпая сюжеты из жизненного опыта. Как точно она выражает своё состояние, скажем, в стихотворении «В доме сонном»!
В доме сонном не спит тишина,
Все прислушивается «сторожко»,
Шепчут звезды в проеме окна,
На кровати мурлычет кошка.
Различим самый немощный звук,
Что средь ночи царит неугасно,
Даже ходиков медленный стук –
Тишина над часами не властна.
Ходит сон, половицей скрипя,
И в безмолвии слышится звонко,
Как во сне кто-то шепчет сказку
Тихо на ушко ребенку.
Стихотворения Марковой, несмотря на их очевидную простоту, скрывают в себе много загадок. Мне они представляются подростком с возвышенными чувствами и уникальными способностями. Её стихи – достойные «дети» своего времени.
В одном из стихотворений поэтесса с присущей ей образностью однажды обмолвилась:
…Гармонию рифмы легко сочетать с гармонией ветра.
По свету по белому их рассыпать в морозных конвертах.
Стихами измерить иные пути, душой отогреться…
И солнца монетку с собой унести у самого сердца.
Чувственное восприятие природы у автора зиждется на устойчивой связи с внешним миром, объективной основой в данном случае выступают наблюдения, представления, понятия. Почти все они участвуют в создании произведения.
Маркова в своих книгах говорит читателям, что настало время задуматься о сохранении природы и, значит, человека как части ее. Чтобы выжить и выйти на новый круг эволюционный спирали, мы должны кардинально изменить систему ценностей и приоритетов существования на Земле.
НА СНИМКЕ: Антонина Маркова.
Станислав ЛОМАКИН