ЕСЛИ ОБРАЗОВАНИЕ, ТО КЛАССИЧЕСКОЕ?

ТЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 

Около 100 000 детей в России, включая тех, у кого ограничены возможности, находятся сегодня на домашнем обучении. Федеральный закон №273 разрешает выбирать семейную форму образования с правом прикрепления к школе, имеющей государственную аккредитацию. Среди моих знакомых уже три семьи решили не отдавать своего ребенка в обычную школу, а предпочли обучать его дома.

Недовольных современной образовательной системой становится всё больше. Родители сетуют не только на низкую эффективность учебных занятий, но и на психологический климат, который царит в школе. Ничего удивительного: не первое десятилетие нашу систему образования лихорадит. Поэтому мамы и папы ищут более эффективные формы обучения для своих чад. В Тюмени работают несколько частных школ. 

Хочу рассказать о «Классических беседах» – уникальной программе поддержки семейного образования, по которой учатся более 400 детей в 27 городах России, Украины и Белоруссии. 

Уже само слово «классика» подразумевает фундаментальность, прочность, образцовость и, безусловно, вызывает интерес. Правда, на первый взгляд может показаться подозрительным, что программа имеет американские корни. Но это не тот случай, когда срабатывает стереотип: раз заокеанское – ничего хорошего не жди. Напротив, американские родители, прежде всего придерживающиеся христианских ценностей, как и мы, ищут лучших методов обучения для своих детей. 

Что привлекает родителей в данной системе? Простота и ясность учебного материала, доступность понимания, качество полученных знаний и, что немаловажно, сохранность психического здоровья ребенка. Во-первых, занятия проводятся вместе с родителями, которые, если потребуется, помогут ребенку. Например, подскажут, если он забыл какой- нибудь термин, морально поддержат, если что-то не получается. Во-вторых, из-за малочисленности группы (в ней должно быть не более восьми человек) у родителей или инструктора всегда есть возможность проследить, как складываются взаимоотношения детей. Никто здесь не будет третировать, оскорблять, унижать ребенка, сравнивать с кем-либо, говорить вслух о его неудачах, что допускается в обычных школах. 

Программа «Классические беседы» была разработана родителями и для родителей. Поэтому папам и мамам придется немало потрудиться. Однако на практике это оказывается не сложно и утомительно, а, напротив, увлекательно и легко. Родители вновь проверяют свои знания и приобретают новые. Общение с детьми становится более тесным, доверительным и продуктивным. 

О СПЕЦИФИКЕ «КЛАССИЧЕСКИХ БЕСЕД» 

«Классические беседы» проводятся один раз в неделю под руководством инструктора. Однако это вовсе не означает, что всё остальное время дети не заняты учебой. Совсем наоборот. Дома учебный процесс продолжается. Программа имеет готовый план обучения на каждую неделю по всем предметам – математике, русскому языку, естествознанию, истории, географии, иностранным языкам. 

В Тюмени «Классические беседы» проводятся в семейном центре «Лесенка», что находится в 1-м Тюменском микрорайоне. Людмила Геннадьевна Булавинцева – главный организатор, директор и инструктор, совсем еще молодой педагог, мама двоих детей. О «беседах» она узнала от своих друзей, которые живут в Москве. 

– Сейчас предлагают на выбор очень много обучающих программ, – рассказывает она, – но все учебники к ним прописаны для одного педагога-профессионала. А «Классические беседы» поддерживают вот такое направление: я – мама, у меня есть дети, которым я, кроме того, могу быть учителем. Создатели программы периодически организуют практические конференции в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, я съездила на одну из них. Познакомилась с методикой ведения занятий, выучилась на инструктора. Спустя какое-то время директор центра «Лесенка» Ирина Витальевна Коваль предложила мне проводить занятия на ее территории. К этому времени нашлись еще две семьи, которые тоже решили учить по этой программе своих детей. Сейчас у нас в группе 7 ребятишек. Первый курс рассчитан на детей от 4 до 12 лет, занятие состоит из пяти блоков по 30 минут. 

– Не слишком ли большой разрыв в возрасте? 

– Методика подачи материала разработана таким образом, что позволяет обучать одновременно несколько детей разного возраста. Глубина знаний, допустим, моей 6-летней дочки и 11-летнего Матвея неодинакова. Они изучают один и тот же материал, но каждый знает и понимает его на своем уровне. Дома в течение недели родители вместе с детьми прорабатывают более глубоко пройденные темы. Конечно, взрослым приходится штудировать учебники, энциклопедии и другие источники информации. Самое главное на наших уроках – задать направление, а дома родители сами решают, какие знания на данный момент стоит углублять, а какие пока не трогать. 

– В чем еще особенность занятий? 

– «Изюминок» много. Хочу отметить, что на наших уроках не рекомендуется использовать аудио или видео, вообще какие- либо электронные устройства. Иллюстративный материал, например, картины художников, берем только из книг. 

– Я обратила внимание, что на доске все написано от руки. Здесь и латынь, и хронология каких-то исторических событий, и понятие склонения в русском языке. В центре записей стоит слово «Бог», от него отведены лучи в разные стороны. То есть детям вы даете понятие о богоцентризме мира. Классика, конечно, не может не включать религиозного компонента в обучении. А что вы изучаете в блоках? 

– Первый блок предполагает заучивание базовых понятий из разных предметных областей, без дальнейшего глубокого изучения, если только дети сами не спросят. Делается это очень просто, но эффективно – чаще всего используется прием пения. Дети пропевают терминологию, названия исторических фактов, даты, имена знаменитых исторических личностей. Пение – не единственная техника для запоминания. Мы используем определенные движения, знаки руками, а также рисованные карточки, на которых запечатлены, к примеру, исторические события. 

Второй блок предполагает научный эксперимент. Ребята много анализируют под руководством инструктора. В этом году мы изучали строение рыбы, цветка, измеряли вес воздуха… 

Наш следующий блок – изящные искусства. Мы знакомимся с творчеством великих композиторов и художников, с основами рисунка и музыки. Недавно у нас был урок о великих художниках эпохи Средневековья, на котором дети изучали их стиль. А потом пробовали его повторить. Например, для того чтобы понять, как писал свои картины Джотто ди Бондоне, ребята сами делали краски: мололи мелки в муку, а потом смешивали их с желтком и водой. Или покрывали свои орнаменты из пластилина фольгой, подражая скульптуру Лоренцо Гиберти. Блок этот очень насыщенный, по-настоящему творческий. 

НЕПОДВЕДЁННЫЕ ИТОГИ 

– Людмила Геннадьевна, делать какие-то выводы об эффективности обучения, мне кажется, преждевременно. Тем не менее результаты уже есть? 

– В прошлом году мы с дочерью пытались ходить в одно образовательное учреждение. Нам была предложена обширная программа – учили писать, читать, рисовать. Варвару развивали, как только могли. Но она очень уставала, да и знания быстро улетучивались. 

У нас иной подход к обучению ребенка и другой результат. Есть, например, штудии – мы их заучиваем, но нет такого, чтобы мы каждый день в определенное время сидели и занимались, зубрили «от и до». Я от нее этого не требую. Мы изучаем штудии, когда захотим: повторяем их на прогулке или когда едем в машине, отправляемся в магазин. Но при этом у нас идет своя обычная жизнь. Только в ее канву вплетены «Классические беседы». Что касается нашей семьи, то у нас прижились песни. Мы много поем. У меня трехлетний сын, он тоже подхватывает. 

То, что вы увидели на занятии по блоку «Презентации», для нас колоссальный прорыв. Дочка заговорила на публике! Программа имеет циклический характер: многие темы изучаются каждый год, что дает отличную возможность углублять знания в зависимости от возраста ребенка и его способностей. 

ПРЕЗЕНТАЦИИ 

Так называется четвертый блок занятий. Его суть в том, что ученики (каждый на своем уровне) выступают с сообщением, которое было подготовлено вместе с родителями. Таким образом достигаются сразу несколько целей: формируется навык публичных выступлений, развивается устная речь, приобретаются знания. Слушая выступления ребят, я отметила, что говорят они полными предложениями и грамотно строят фразы. 

С первой презентацией выступила Варенька. Она подготовила доклад об устройстве скрипки. Конечно, рассказать о таком сложном инструменте шестилетнему ребенку нелегко. На помощь периодически приходила мама с подсказками. Как без них? Ведь это же только начало обучения – блок «Основы». 

А 11-летний Матвей сделал сообщение о ядерном взрыве. Восьмилетний Марк рассказал о царе зверей – льве, а Иван – ему семь лет – подготовил доклад о самой крупной ящерице на земле – варане. Все мальчишки – родные братья. Они приезжают на занятия вместе с папой и мамой, которые полностью погружены в учебный процесс и очень им довольны. 

ЧЕМ СЕМЬЯ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ 

«Классические беседы» как форму образования чаще выбирают многодетные родители. У Эдуарда Михайловича и Лилии Викторовны Коргожи пятеро детей. Старшие уже взрослые, живут самостоятельно, а троих сыновей – Матвея, Марка и Ивана – они решили обучать по альтернативной программе. Ещё на занятия водит свою дочку старший сын Олег. Лилия Викторовна отмечает, что «Классические беседы» весьма удобны именно для многодетных: дети всегда вместе, и маме не нужно разрываться между домом, детским садом или школой. Но это только одно из преимуществ. 

– Какие успехи у своих детей вы видите? 

– Мало того, что у них расширился кругозор и мальчишки постоянно задают вопросы на разные темы, вдобавок они перестали бояться выступать с докладами, речь их стала чище. Мне очень нравится, как они изучают историю – от сотворения мира через древность и средние века до современности. Такой системы не было в нашей школе. Допустим, мы изучаем период Древней Руси. Однако при этом обращаем внимание детей на то, какие события в это же время происходили в других государствах, к примеру, в Египте, Китае. 

– Ваш Марк, насколько мне известно, занимается еще по системе Ушинского. Не слишком ли большая нагрузка? 

– Да, в Русской классической школе у нас учится только Марк. Обучение проходит через интернет, примерно три часа в день. Мы прикреплены к одной из московских гимназий только для сдачи аттестации в конце каждого года и перевода в следующий класс. Нам потом выдадут аттестат. «Классические беседы», мы считаем, не совсем самодостаточны. По крайней мере в «Основах» не учат читать, писать и считать. Но зато Русская классическая школа и «Классические беседы», мне кажется, органично сочетаются. Детям очень нравятся уроки каллиграфии, где они пишут перьями, а не шариковыми ручками. 

– Круг общения у ребят небольшой. Вас не смущает, что могут быть проблемы с социализацией? 

– Дома они находятся в своей среде, у них нет адаптационных стрессов, которым подвержены дети в обычной школе. Быть внимательным к каждому ученику в больших классах просто невозможно. Мы успеваем учиться в музыкальной школе, изучаем английский язык. Я сама им хорошо владею, поэтому могу преподавать детям. Недостатка в общении у детей нет. Главное – уберечь их от дурного влияния и аморальных примеров, которых в избытке в государственных школах. Мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошо воспитанными людьми. Классическое образование в этом успешно помогает. 

НА СНИМКАХ: учимся вместе; на память маме. 

Татьяна НИКОЛАЕВА 


41199