ПО ПОВОДУ
В этом году произошла масштабная реорганизация рыбохозяйственной науки страны – ее объединили под началом Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Научные учреждения Урала и Сибири, бывшие подразделениями ФГУП «Госрыбцентр», стали филиалами ВНИРО.
– Сегодня в зоне ответственности Госрыбцентра, тоже филиала ВНИРО, Тюменская область с северными округами, но мы сотрудничаем и с коллегами из других регионов, – говорит заместитель директора по науке Яна Капустина. – По-прежнему работаем над увеличением сырьевой базы рыболовства. При этом используем сырьевые исследования промысловой базы и собственные разработки, проводим постоянный мониторинг.
В структуру организации входит крупный Тобольский региональный рыбопитомник, специализирующийся на воспроизводс тве сиговых видов рыб. В экспериментальном садковом хозяйстве на озере Волково личинки сиговых подращивают до кондиций жизнес тойкой молоди. Этим качес твенным посадочным материалом снабжают рыбоводческие хозяйства и предприятия, которые нанесли ущерб ихтиофауне строительством промышленных объектов и компенсируют его зарыблением водоемов.
В здании Госрыбцентра располагается кафедра «Водные биоресурсы и аквакультура» аграрного университета Северного Зауралья. Под руководством ее сотрудников студенты уже со 2-го курса приобщаются к научно- производственной работе. Практику проходят в лабораториях и предприятиях центра, а также в экспедициях на водоемы и реки Обь-Иртышского бассейна. Специалисты, подготовленные вузом совместно с Госрыбцентром, сегодня работают на рыбохозяйственных предприятиях Урала и Сибири, в территориальных управлениях федерального агентства по рыболовству, филиалах ВНИРО и Главрыбвода.
Собрать газетный материал в Госрыбцентре летом – утопическая идея.
– Где ваши сотрудники? – спрашиваю руководителя отдела эколого-сырьевых исследований, кандидата биологических наук Андрея Матковского.
Андрей Константинович подводит меня к карте:
– Сфера наших исследований не только пресноводные водоемы, но и эстуарии. Так мы называем губы – Обскую, Тазовскую, Гыданскую и Байдарацкую. Разрабатываем вопросы вылова, рекомендации и к режиму рыболовства – делаем все, что связано с оценкой состояния биоресурсов. Кроме того, занимаемся блоком экологических вопросов. Одним словом, заботимся о рациональном использовании природной среды.
Матковский сообщил мне прелюбопытнейшую информацию о состоянии биоресурсов в целом по Тюменской области. Оказывается, уловы по сравнению с советским периодом совсем не снизились. В прошлом году было поймано 28,1 тыс. тонн рыбы. Однако изменился ассортимент улова. В результате высокой промысловой нагрузки на ценные и особо ценные виды рыб запасы сиговых и осетровых резко уменьшились. Их место заняли частиковые: карповые, окуневые, налимовые и щуковые. Если раньше 70% улова на Ямале составляли сиги, то сейчас их доля не более 40%. В основном это ряпушка, пелядь и пыжьян. А длинноцикловые и крупные сиги, представляющие коммерческий интерес, муксун, нельма и чир (щекур) сократились до такой степени, что попали под запрет.
Ямало-Ненецкий автономный округ решил обратиться в недавно организованный Тюменский научно-образовательный центр с предложением создать программу восстановления ценных и особо ценных биологических ресурсов Обь- Иртышского бассейна. Тема эта суперактуальная. Будет где применить богатейший научно- исследовательский опыт и сотрудникам Госрыбцентра.
– Хотел бы накануне праздника особо поздравить заведующих секторов гидрохимических и токсикологических исследований, сводного прогноза и промыслового прогнозирования Анну Коваленко, Ирину Макаренко, Александра Филатова и Павла Кочеткова, – говорит Матковский. – Сейчас, в период открытой воды, они в экспедициях.
Падением популяции ценных и особо ценных рыб обеспокоен руководитель отдела аквакультуры, кандидат биологических наук Сергей Семенченко.
– Наши усилия направлены и на разработку технологий искусственного воспроизводства этих биологических ресурсов. К ним мы относим и сиговых – муксуна, нельму, чира, пелядь, тугуна – рассказывает Сергей Михайлович.
Обская губа – основная зона нагула перечисленных рыб и осетровых – стерляди, осетра. На нерест до Томской и Новосибирской областей они поднимаются по Оби и ее уральским притокам – Сыни, Соби, Сосьве. В озерах округов есть популяции озерной пеляди, запасы которой в меньшей степени страдают от экологических (техногенных) проблем и интенсивного вылова. Но и этот вид подлежит искусственному воспроизводству, в основном для нужд товарного рыбоводства области.
Схема искусственного воспроизводства, на первый взгляд, бесхитростна: отловить производителя, выдержать его до созревания половых продуктов, получить оплодотворенную икру, проинкубировать ее, а затем из личинок получить более жизнестойкую молодь. Однако ученые десятилетиями совершенствуют технологии на каждом из этапов. У руководителя отдела аквакультуры увидел диплом лауреата от правительства и академического собрания Тюменской области в номинации «Ученый года в инновациях». Прошу Сергея Михайловича рассказать о его уникальнейшей технологии воспроизводства речной и озерной пеляди, не имеющей аналогов в мире.
Суть такова. В бассейне реки Северная Сосьва есть опорная база Госрыбцентра под названием Рыхтынья, с которой сотрудничает национальная община. Туда по договору свозят половозрелых производителей речной пеляди, а озерную – доставляют с озера Ендырь. Самцов и самок высаживают в специальные установки с водой по 64 кубометра каждая. В них происходят нерест и оплодотворение икры. Затем икра откачивается и переправляется в Сузгунский инкубационный цех. Рыба при этом не травмируется. Она спокойно выпускается в естественную среду. И никакого тебе ручного труда, как раньше, когда приходилось отцеживать из рыб молоки и икру, ждать, когда она набухнет после оплодотворения…
Эту технологию, многократно повышающую производительность, назвали экологической. Благодаря нововведению ученого Семенченко, последние пять лет Тобольский региональный рыбопитомник лидирует в стране по закладке икры на инкубацию. Правда, в некоторых властных кабинетах звучат голоса по ограничению воспроизводства пеляди. И совершенно несправедливо! Сегодня мы пока не видим на прилавках сырка двух-, трехлетнего нагула по приемлемой цене, который в 60-80-е годы считался «народной рыбой». А маточные стада муксуна, нельмы и чира ученые наращивают в садковом хозяйстве на озере Волковском. Истребить популяции ценных рыб получилось быстро, а вот на стабильное воспроизводство понадобятся годы.
К сожалению, в этот день мне не удалось поговорить с докто- ром биологических наук, руководителем лаборатории беспозвоночных Людмилой Ильиничной Литвиненко, которая со своим коллективом успешно решает исследовательские задачи по обеспечению рыбоводства кормовой базой. А в отделе рыбопродуктов – узнать у Александры Николаевны Астаховой о новых гастрономических и технологических течениях в создании рыбной продукции. Будет повод побывать в Госрыбцентре еще раз.
НА СНИМКАХ: в Сузгунском цехе Тобольского рыбопитомника; научный руководитель Госрыбцентра Владимир Крохалевский и руководитель отдела аквакультуры Сергей Семенченко.
Валентин СТАРНАК /фото автора и из интернета/