ЭТО ИНТЕРЕСНО
Популярная песня «Морзянка» раньше частенько звучала по радио. Мы с удовольствием слушали ее в исполнении Эдуарда Хиля. Красивая, лиричная, она заняла бы одно из первых мест в хит-параде популярных песен, если бы такие тогда существовали.
А как же появился способ знакового кодирования, завоевавший весь мир? Изобретатель азбуки и телеграфного аппарата Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года. С юношеских лет он увлекался живописью и подавал большие надежды как художник. О развитии в техническом направлении, тем более изобретении чего-то, даже и не мечтал. Во время учебы в Европе он пишет свое первое полотно «Умирающий Геркулес». Выставленная в Лондонской королевской академии художеств картина была удостоена золотой медали. Ему заказывают портреты президент США Авраам Линкольн, политический деятель Франции Жильбер Лафайет, писатель Фенимор Купер и другие знаменитости. Эти люди помогли Сэмюэлу Морзе создать в Нью-Йорке национальную академию живописи. Словом, живи да радуйся! Возможно, в дальнейшем у художника все бы так и сложилось. Мировому открытию, как это иногда бывает, помог случай.
В октябре 1832 года художник покидает французский Гавр и отплывает на пароходе в Нью-Йорк. В салоне первого класса чуть подвыпивший пассажир показывал изумленной публике занятный фокус. Все наблюдали, как стрелки обыкновенного компаса вращаются вокруг своей оси, когда «фокусник» подносит к компасу маленький проводок, присоединенный к гальваническому элементу. Морзе сразу понял, что это не фокус, а опыт, основанный на недавно открытых свойствах электромагнита.
Художником тут же овладела идея применить эти свойства для передачи сигналов на расстояние в виде точек и тире. Замысел захватил его настолько, что Морзе, будучи еще в плаванье, сделал наброски чертежей будущего телеграфного аппарата. И это стало главным делом его жизни. Он медленно двигался к заветной цели, так как не имел ни глубоких технических знаний, ни специально оборудованной мастерской. Пришлось нанимать хорошего токаря, который изготовил для изобретателя необходимые слесарные инструменты. Морзе проводил опыты на чердаке собственного дома, пользуясь самодельными инструментами…
4 сентября 1837 года в здании Нью-Йоркского университета, где Морзе занимал пост профессора живописи, состоялась первая демонстрация его детища. С расстояния в 500 м одна сторона при помощи ключа передавала сигнал, а сопредельная – использовала в это время электромагнит с самописцем, «рисующим» посылаемые сообщения. Только было проблематично прочесть зигзагообразные комбинации, обозначавшие те или иные слова. Но аппаратура, хоть и примитивная, справилась с задумкой ученого. Морзе приступил к подготовке очередного эксперимента. Полгода спустя он прошел в том же университете, только с применением принципиально нового кода. Это было его второе и, без преувеличения, гениальное изобретение. Сочетание коротких и длинных сигналов, изображаемых на бумажной ленте комбинациями точек и тире, составило знаменитую азбуку Морзе.
В 1840 году на изобретение был получен американский патент. Однако правительство США не особо-то торопилось внедрять у себя телеграф. Справедливость восторжествовала весной 1844 года, когда из Вашингтона в Балтимор была передана по телеграфу первая депеша, гласившая: «Чудны дела твои, Господи!». Агентство «Ассоциация эйд пресс» внедрило у себя аппаратуру и азбуку Морзе, создав первую телеграфную службу, что произвело настоящую революцию в средствах массовой информации. В 1847 году жители американских провинций могли читать последние известия о войне в Мексике, полученные по «говоряще-пишущей молнии».
В те же 80-е годы позапрошлого столетия телеграф стал важной частью железных дорог Старого и Нового Света. В те времена безопасность зависела только от бдительности машиниста. А когда движение поездов возросло, вдоль «железки» расставили обходчиков-смотрителей, которые поддерживали друг с другом связь и сигнализировали о приближении поезда.
В России первые аппараты Морзе были установлены в 1853 году на Царскосельской и Санкт- Петербургской железных дорогах. Они исправно несли свою службу до окончания Второй мировой.
Случайно удалось отыскать «телеграфную» тему у поэта Федора Тютчева:
«Вот от моря и до моря
Нить железная скользит.
Много славы, много горя
Эта нить порой гласит».
Три точки, три тире, три точки (SOS) – всем известное сочетание в азбуке Сэмюэла Финли Бриз Морзе. Как единый сигнал бедствия оно было принято в 1912 году с терпящего бедствие корабля «Титаник».
Михаил ЛЕОНОВ
При подготовке материала использована книга «Хроника великих изобретений». Политиздат, 1954 г.