ДОРОГАЯ МОЯ ДОРОГА...

ТРАССЫ РОССИИ 

Ее начали строить при возведении в областном центре ТЭЦ-2 – для прямой доставки сырья, материалов, оборудования, самих строителей. Затем магистраль продлили, и она стала частью обхода областной столицы – имею в виду ТКАД, а конкретно: трассу Тюмень – Боровский – Богандинский. Ее реконструкция продолжается в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». 

Движение здесь плотное. Ну, как говорили, часть ТКАДа. Кроме того, по ней передвигается большое количество тюменцев, выезжающих на дачи, а также солидный поток транзитного автотранспорта. Дополнительная нагрузка на участок ложится в связи с созданием индустриальных парков «Боровский» и «Богандинский». 

По участку едем в машине, которой рулит начальник стройки из ДРСУ-2 Виктор Поветкин. Под его руководством машинисты, водители, мастера и прорабы обновили магистраль – расширили, сделав четырехполосной, изладили полагающуюся инфраструктуру. 

А по радиоприемнику в салоне авто слышится выступление президента В. Путина на заседании Госсовета, как раз посвященном повестке дня. Глава государства предъявил требование к освещению трасс. Говорил о разграничении встречных потоков движения. Так вот, все это на реконструированном участке имеется. Равно как и дорожные знаки, белоснежная горизонтальная разметка. 

Держа курс на Богандинский, добрались до путепровода в створе «кольцевой». Даже забрались на него. Полотно отсыпано, то есть поднято, на 15 метров. И от федеральной магистрали Р-402, практически от конца улицы Республики, чуть ли не до шкафной стенки путепровода бегают туда-сюда транспортные единицы. Под путепроводом тоже снуют машины. Но проездная часть сверху полностью еще не готова. Надо смонтировать обвязку из металлической арматуры, залить ее бетоном, а затем уложить асфальт. Однако сначала сделают два съезда. 

Прошлым летом, помнится, эти съезды только-только отсыпали: самосвалы с грунтом подъезжали один за другим, кряхтел бульдозер. В эти дни работяг тут, как муравьев. Съезды почти готовы: есть щебеночные слои, сверкает на солнце мастика. Возможно, пока «отливается» этот репортаж, трудяги из ДСУ «Мостостроя-11» асфальт уже уложат. 

Немало мостостроевцев из «одиннадцатого» треста вижу опять-таки на дороге Тюмень – Боровский – Богандинский. В окрестностях ТЭЦ-2 монтируют надземный пешеходный переход. Дело самого-самого ближайшего будущего. А вот момент сегодняшний: пока мы с начальником стройки из ДРСУ-2 Виктором Поветкиным катаемся по трассе, мужики из АО «Мостострой-11» открыли движение – прямой ход – по новому путепроводу на перекрестке ТКАДа с улицей Монтажников. 

Дорожники и мостовики и впрямь проворнее репортеров. У меня в глазах все еще стоит прошлый сезон. Вон первый слой асфальта, вон второй – рабочий слой. Вон усталые машинисты Денис Головаш, Виктор Белянин, Николай Быстрицкий и Виталий Кильдау. Вон прораб Олег Алферов, в горячую пору вставший за пульт оператора асфальтоукладочного агрегата. Мужики в данный момент задействованы, возможно, на ремонте автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда или на трассе Тюмень – Каменка – граница Свердловской области. Или приводят в порядок подъезд к селу Луговое. Может, пашут на другом подъезде – к садоводческому товариществу «Ясная поляна». Скорее всего, работают одновременно на всех отданных нынче на откуп ДРСУ-2. 

...С утра включил ноутбук, по которому идет видео: молодой человек сидит за рулем и рассказывает, цитирую: «Впервые съездил из Ирбита в Тюмень. И был в шоке от тюменских дорог. Свердловская и Тюменская области – это как две вселенные. Водители меня поймут». Кто-то, видимо, снимает с переднего пассажирского сиденья: вот человек за рулем сидит ровно. Затем в кадре появляется стела со словами: «Свердловская область» – и водилу затрясло, стал головой биться о потолок кабины – значит, на Ирбитском тракте пошли ямы и колдобины... 

– Знакомая картина, – прокомментировал заместитель генерального директора АО «ТОДЭП» Алексей Павлов, когда я рассказал ему о сюжете. 

– У нас дороги хорошие, потому что используете передовые технологии, – констатирую факт. 

– И так можно сказать. 

Под ноу-хау я понимал безостановочную укладку асфальта. Для этого стали применять специальный перегружатель с бункером- накопителем, в котором асфальтобетонная смесь постоянно перемешивается, создавая равномерную плотность и температуру массы. Таким манером процесс можно вести без единой остановки: оператор утром сел за пульт, вечером сдал вахту сменщику. В итоге имеем добротность укладки, рост производительности труда. 

– Похоже, ныне упор в процессах делаете на замену слоев износа. 

– Так точно. Раньше практиковали ШПО – шероховато- поверхностную обработку рабочей поверхности полотна. Метод требует очень нежных погодных условий. Теперь отработанный слой убираем, обнаруженные трещины заливаем мастикой – называется «санация», затем кладем новый слой из ЩМА-10. 

– Ну, ЩМА – щебеночно- мастичный асфальтобетон – тоже довольно прогрессивный материал для отечественных дорожников. 

– Как вы уже знаете, раньше мастику – связующий материал для ЩМА – покупали на стороне. Второй год действует своя установка, смонтированная на территории ДРСУ-1. 

– Безостановочную укладку с перегружателем наблюдал в прошлом году на трассе Р-402. 

– И теперь перегружатель в деле. На той же федеральной автодороге Р-402 в окрестностях Ишима. 

Все начинается с проектов. Проект, соответственно, ориентируется на стандарт. Мы, журналисты, много лет критиковали службы отрасли за, что мастера и прорабы пользовались устаревшими нормами – в частности, в ходу был СНиП 2.05.02 85. Наконец-то «СоюздорНИИ» разработал Свод правил СП 34.13330. 2012. Но... Но местами на 100 процентов переписал нормативы почти тридцатилетней давности. 

– Был такой грех, – говорит Алексей Павлов, – правда, в прошлом году начали применять предварительный, рекомендуемый национальный стандарт. С этого года он стал обязательным. Значит, требования соответствуют нормам Таможенного союза. Под эти технические регламенты пришлось провести реконструкцию АБЗ – асфальтобетонных заводов. Работа влетела нам в копеечку. Да ведь всё дорожает: щебень, песок, мастика, цемент... Горючее постоянно растет в цене. 

– И во сколько сегодня обходится 1 километр четырехполосной дороги? 

– Тут строгий лимит: 120 миллионов – это полная стоимость с учетом обустройства барьерных ограждений, откосов, установки знаков, горизонтальной и вертикальной разметки. Превышать лимит категорически запрещено. 

Обыватель клянет дорожников за то, что поднимают цены до небес. Президент В. Путин отметил на заседании Госсовета, что занижать стоимость работ тоже нельзя. Потому что объекты «не проторговываются» – то есть никто не является на конкурсы ради дешевки. А если и явится, то явный прохиндей. Явится, бюджетные деньги прихватит, а дальше поминай, как звали. Разве что для блезиру малость покопается. Доделывает, как правило, АО «ТОДЭП». 

– Бывали такие случаи,– соглашается заместитель генерального директора, – после «трудов» ООО «Аэродромдорстрой» в настоящий момент исправляем грехи в Нижней Тавде, Абатском... 

На рабочий стол Алексея Павлова ежедневно кладут сводку ДТП. Между делом читаю: «столкновение», «падение пассажира», «столкновение», опять «столкновение» и снова «падение пассажира с ЧМТ (черепно-мозговая травма). За день повреждено 9 транспортных средств. Слава Богу, погибших нет. Увы, в целом по стране ежегодно недосчитываемся на этом свете очень многих соотечественников. Поэтому президент заострил на аварийности особое внимание. Сказал о видеокамерах вдоль трасс – они не должны прятаться ради штрафов, а обеспечивать безопасность людей. 

– О камерах мы знаем, – доложил Алексей Павлов, – а вообще все, абсолютно все настораживающие места автодорог мы снабдили предупреждающими знаками «Аварийно-опасный участок» с указанием километража трассы, где требуется особая бдительность водителя. 

– И помогает? 

– Не всегда. Есть точка на подходе к Ярково, где водители чаще всего нарушают ПДД. Появилась задумка повесить над аварийным участком квадрокоптер. На отдельных земляков, да и на транзитников тоже, оказывает влияние одна только мысль о неотвратимости наказания. А оно должно быть суровым. 

– Весьма часто ДТП фиксируются на перекрестках и переездах. Здесь, как правило, установлены светофоры. Они просто презираемы любителями быстрой езды. Какой выход из положения, Алексей Николаевич? Говорят, безвыходных ситуаций не бывает. 

– Знаете же, строим дороги повышенной категории. Съезд, разворот полагается не менее чем через пять километров. Во- вторых, монтируем «умные» светофорные объекты. Такие уже появились на упомянутой трассе Тюмень – Боровский – Богандинский. Значит, светофор перекрывает движение по главной магистрали при появлении в зоне видимости тракторов, комбайнов, прочей громоздкой техники. А в другую пору прибор обеспечивает «зеленую волну». 

...В этот строительный сезон подразделениям АО «ТОДЭП» предстоит провести ремонт текущий, ремонт капитальный, обустроить слои износа на 18 объектах дорог регионального и федерального значения. Объем немалый. О проводимых процессах расскажем в рабочем порядке. 

НА СНИМКАХ: на новом участке трассы Тюмень – Боровский – Богандинский; прораб ДРСУ-2 Олег Алферов. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/ 

 

 

 


41061