РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ
Я работаю в ДШИ «Этюд» г.Тюмени, учу детей играть на классической гитаре. В ходе обучения нужно понять, что значит правильно интонировать. Например, у меня был ученик Салават Халитов. Мальчик обладал хорошим музыкальным слухом. Он мог слышать то, что не уловит человек без музыкального таланта – посторонний треск струн, разного характера призвуки, мешающие воспроизведению красивых, чистых звуков.
Я научила его слышать себя со стороны, пропевать мотив в уме, познакомила с таким понятием, как внутренний голос. При этом надо обращать внимание на правильное звуковедение, и у него это получалось. Салават научился контролировать свою игру, вовремя находил ошибки, не забывал и о дыхании, расслаблении рук во время исполнения – это тоже важно.
Разумные, мыслящие, творческие дети быстро понимают поставленные перед ними задачи. Например, ученица Валя Прохорова, имея хорошую музыкальную подготовку и музыкальные данные, за три года отлично овладела инструментом. За исполнение произведения М. Альберто «Чувства» и знаменитого Этюда №5 М. Джулиани Валентина была удостоена звания лауреата на Международном конкурсе «В мире таланта». Валя не только играющий, но и поющий музыкант. Пение и речевая интонация помогли ей в формировании и развитии музыкальной интонации.
Что же такое интонация (от латинского «интоно» – «громко произношу»)? Это воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Не случайно ее называют душой музыки. Она вечна, как сама Музыка.
Интонирование – это умение чисто воспроизводить вокально или на инструменте звуковой тон. Если человек поет или играет грязно, то говорят, что он фальшивит. Если поет как бы «около» звуков, не всегда чисто их производит, то говорят, что он плохо интонирует.
Понятие «интонирование» также музыканты применяют в том случае, когда говорят об умении заключать звуки в единую музыкальную мысль – строить музыкальные фразы, предложения. Как слова! Мы же не мыслим их по буквам. Слово для нас – некая смысловая единица. Так же и в музыке. Опытный музыкант практически не мыслит отдельными звуками, а слышит сразу музыкальную мысль.
Как же петь на инструменте? Для пения нужен голос – у исполнителя это внутренне слуховое представление звука с движением. Ученик умеет этим голосом говорить, играя на инструменте (басом, альтом или сопрано). Для этого он может сыграть гамму с представлением в уме движения звука, проследив за правильными движениями кисти, запястья, локтя обеих рук. Для того чтобы этим голосом петь, а не говорить, следует овладевать знаниями правильного интонирования звуков и умением грамотно передавать интонирование на инструменте с помощью веса рук и верной посадки. Как это делали у меня Салават и Валя. И когда исполнитель овладевает правильным интонированием, у него появляется потрясающее чувство того, что он поет, играя на инструменте.
Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых – речь. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать из нее? Оказывается, очень многое. Можно узнать о том, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, старик, как они друг к другу относятся. Можно узнать о характере и темпераменте участников разговора, об их физическом и эмоциональном состоянии – усталости или возбуждении, гнева или печали. О тоне говорящего: просит ли он или же рассказывает о сокровенном. Почувствуем атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.
Все эти разнообразные связи с речевым опытом использовали музыканты. Еще в 1581 году лютнист Винченцо Галилей (отец знаменитого астронома Галилео Галилея) настойчиво советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, социально-психологические отношения, а затем претворять услышанное в музыке. Совет не пропал даром. «Флорентийской камерате» – кружку музыкантов и поэтов, участником которого был Галилей, – человечество обязано рождением жанров оперы с ее новым, более жизненным типом интонирования. Впоследствии тем же путем вслушивания в музыку речи осознанно шли многие композиторы – А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский и другие.
Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации – жесты, движения «немые интонации тела», как их называл выдающийся советский музыковед Б.С. Асафьев. Способность музыки точно воспроизводить разные движения – бурные, мощные, грандиозные, угловатые, раскованные – поразительна! Вот несколько примеров: вкрадчивые движения кошки, неуклюже переваливающаяся походка утки в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и Волк», неслышно плывущий шаг патера Лоренцо, спотыкающиеся движения смертельно раненого Меркуцио – в его же балете «Ромео и Джульетта».
Музыкальное искусство опирается и на свой собственный многовековой опыт интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в обобщенные – музыкальных жанров и стилей. Например, интонация скорби – в арии «Ламенто», арии плача, характерной для ранней оперы эпохи барокко. Иная – в музыкальной элегии сентиментализма: печаль ее легка и просветленна. Безошибочно ложатся на слух интонации тревожно-напряженной баллады и безмятежной пасторали, эпической былины и лирически восторженной поэмы, торжественного гимна, возвышенного хорала и удалого гопака. Таким образом, у каждого композитора складывается свой интонационный почерк. Один – у И.С. Баха, другой – у В.А. Моцарта, третий – у Прокофьева… И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в. А какая интонация характерна для нашего времени – это вы можете услышать из произведений современных композиторов.
Время вносит свои коррективы, но никогда не исчезнет из музыки это понятие. И мы прислушиваемся к интонации, к голосу собственного сердца.
Лариса ПОДОКСЁНОВА