ТАНК «МАЛЮТКА» И НЕМЕЦКИЙ ШПИОН

ИСТОРИИ СТРОКИ 

22 июня, в День памяти и скорби, в каждой семье особо вспоминают родных и близких, на чью долю выпало испытание военным лихолетьем. 

Свой вклад в Победу внесли юные тюменцы. Дети без принуждений и уговоров учителей помогали фронту. Каждая школа была закреплена за предприятием или подшефным колхозом.

ВСЁ – ДЛЯ ФРОНТА 

Ученики школы №25 помогли заводу №766 (впоследствии «Строймаш») выполнить срочный оборонный заказ. 

– В 1943 году, когда я стала работать на этом заводе, мне было 13 лет. Станок оказался высоким, не дотянуться. Что делать? Ящичек подставляла и взбиралась на него, – вспоминала Почетный гражданин г. Тюмени Маргарита Николаевна Угрюмова. – Я носила огромный бушлат, не по своему размеру, но как гордилась, что план перевыполняю! 

На заводе выпускали мины. Люди работали с 8 утра и до 8 вечера. Сильно уставали и недоедали. Чтобы сберечь силы, рабочие не возвращались домой из цехов, так у станков и ночевали… 

– Шпалы, доставленные с Севера в Тюмень, мы грузили в вагоны для отправки на строительство дорог, – рассказывала участница трудового фронта Елизавета Кирилловна Козлова, работавшая на лесоперевалочной базе «Тура». – Надо было грузить ружболванки и лыжболванки – заготовки для ружей и лыж. Рук не хватало. Приходили ученики из разных школ, брали, что по силам, и затаскивали в вагоны. Вставали по нескольку человек, ловко у них получалось! 

На предприятиях, в колхозах в одном ряду со взрослыми были ребята. «Класс школы №21 сдал в фонд обороны на три тысячи рублей облигаций, купил вскладчину пару валенок для бойцов Красной Армии, собрал ряд теплых вещей, 34 пары валенок, занимался сбором металлолома. Пионеры готовятся к защите Родины с оружием в руках. Создана пионерская дружина, выбран ее штаб. Дружинники занимаются строевой подготовкой, изучают азбуку Морзе. 40 человек сдали нормы на значок ГТО», – отмечала в 1941 году местная газета «Красное знамя». Кроме того, 21-я школа работала в колхозах им. Ворошилова, «Трудовик», «Коммунар». Ученики занимались прополкой, окучивали картофель, собирали урожай. Все заработанные деньги сдали в фонд обороны. 

В июле 1942-го в Тюмени проходила VII городская комсомольская конференция. В приветственном слове к делегатам от лица пионеров города выступила ученица 5-го класса «Д» школы №25 Лора Сирота: «Мы участвуем в субботниках. Мы заверяем наших старших товарищей, что и впредь будем помогать вам как можно скорее уничтожить проклятого врага». 

Бригада школы №24 работала на овчинно-шубном заводе по подноске пошивочного материала. В сельхозработах участвовало 475 школьников. Пионеры собрали большое количество газет, книг, журналов, детских игрушек для села, а также дикорастущих лекарственных и пищевых растений. Средства от сборов выдавались пионерским отрядам для оказания помощи эвакуированным школьникам, детям бойцов Красной Армии, подарков на фронт. 

На средства, собранные учащимися нашего края, были построены танки «Павлик Морозов», «Малютка». 

О боевом самолете «Юный патриот города Тюмени» в 1943-м на всю страну рассказала «Пионерская правда». В том же году в газете «Красное знамя» тюменцы прочли: «Дорогие товарищи! Я, Вова Сандберг, 8 лет, вношу собранные мною деньги в сумме 250 рублей на строительство танка «Тюменский школьник» и призываю детей последовать моему примеру. Пусть танк «Тюменский школьник» громит фашистскую гадину! Пусть борется за нас, советских ребят!». 

В 1944 году воспитанники школы №25 выступили с патриотическим почином собрать средства на строительство боевого катера «Тюменский пионер». Секретарь горкома ВКП(б) А. Ремнев распорядился: «Трудящиеся города должны горячо подхватить инициативу школьников. Тюменскому судостроительному заводу работу по строительству катера закончить к 20 декабря 1944 года». Катер был отправлен на фронт. 

В 1942 году тюменские дети сдали в фонд обороны 47 717 рублей, в 1944/45 гг. – 62 046 рублей. 

ИДЁМ ПО СЛЕДУ 

Три отважные тюменские школьницы помогли поймать шпиона. Факт сам по себе удивительный. О нем поведала архивная рукопись: «В сентябре 1941 года я, Тамара Бояр, пошла в 4-й класс школы №18, которая находилась на ул. Пароходской. Мы с подругами были очень активными. Пионервожатая Валя учила нас быть бдительными. Помню, как нас, трех пионерок, перед всей школьной дружиной поздравили за то, что мы обнаружили немецкого шпиона. Было это так. 

Стояла весна 1942 года. Шли мы за подозрительным мужчиной от кинотеатра «Темп» по улице Дзержинского к реке. Лед на Туре еще не растаял, мы – за этим дядькой, далее – по единственной дороге от Зареки до деревни Парфенова. Он, видимо, и предположить не мог, что девчонки за ним следят. Идем уже по улице Дружбы, сворачиваем влево. Напротив татарского кладбища стоял добротный одноэтажный дом, подозреваемый человек зашел в ограду. Ворота закрылись. Мы прислушивались, о чем же это и с кем он говорит? И вдруг на нас спустили собак!.. Девчонки – врассыпную, кто куда... Я заскочила в большой двухэтажный дом, не помня себя, взлетела по высокой лестнице, оказалась вне опасности. На лестницу вышли люди, я отдышалась и рассказала им, что со мной приключилось. Это оказался приют для детей, по-моему, ленинградцев-сирот. 

Родителям никто из нас об этом происшествии ничего не сказал. Мы возвратились домой поздно, боялись, что мамы заругают. 

По-разному сложилась жизнь нашей троицы. Вера Николаевна Винникова (Домрачева) всю свою жизнь работа в рентген-кабинете на ул. Челюскинцев, 1. Лида Шустер после окончания горного техникума в городе Асбесте Свердловской области получила направление на восток. Я работала в вечерней школе №13 Калининского района. 

В военное время иностранная разведка очень интересовалась судостроительным заводом. Слышала, что какие-то цеха часто пытались подорвать. И вот мы, отважные пионерки родного города, прославились тем, что помогли поймать шпиона. Потом, конечно, это дело забылось. Но мы-то остались прежними, воспитанными в духе служения Родине. Много делали для тыла и фронта полезного. Шили, вязали, переписывались с фронтовиками, отцы наши тоже были на фронте. Жили мы очень интересной, бурной жизнью». 

Более 150 юных ленинцев Тюменской области были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За победу над Германией» Воспитанники пионерской организации, вступив в комсомол, отважно защищали Родину. 

«ОСОБЫЙ СЕКТОР. РАССЕКРЕЧЕНО» 

Такой гриф стоит на папке с документами военного времени. Что же скрывалось? 

На заседании бюро обкома ВКП(б) 16 января 1945 года зав. сектором культпросветработы отдела пропаганды обкома ВКП(б) тов. Краснов докладывал: «Плохо организовано кинообслуживание детей. В сельских кинотеатрах детские сеансы проводятся редко. Коллективное посещение киносеансов детьми не организовано. В городских и сельских кинотеатрах не наведен необходимый порядок, здания не отапливаются, отсутствует элементарный порядок. На сельских экранах демонстрируются, как правило, лишь старые кинофильмы. Кинохроника с фронтов Великой Отечественной войны показывается населению крайне редко». 

Председатель облисполкома тов. Кошелев получил указание: «Срочно навести порядок». 

Отчет «Об итогах учебного года по школам г. Тюмени в 1944-1945 гг.» поступил в качестве докладной записки в Тюменский обком ВКП(б) 7 июля 1945 года: «Формально считалось, что по всем школам проходят политинформации, но фактически это выполняется не везде. В школе №10 учащиеся не следили за событиями текущего дня, сообщениями Совинформбюро. На предложенный вопрос: назвать озеро в Европе, около которого шли ожесточенные бои, никто ответить не мог. 

Массово-политическая работа в школах ограничивалась только проведением небольшого количества лекций… Горком комсомола школами занимается недостаточно, несмотря на то, что в ГК ВЛКСМ введен секретарь по школам. Горком направляет на работу людей неподготовленных, имеющих низкий уровень развития (школа №№ 20, 9, 24, 21)». 

«Закон о всеобщем обязательном обучении детей в области выполнялся крайне неудовлетворительно. По состоянию на 1 декабря 1944 года число не охваченных школой 3788 детей, подлежащих обучению, в том числе: по селу – 3104 человека и по городам – 684 чел. Исключительно плохо осуществлен всеобуч в городе Тюмени, где не охвачено 208 человек. 122 ребенка в возрасте до 12 лет работали на различных предприятиях, в колхозах. В школе не учились. Одна из главных причин – материальная необеспеченность одеждой и обувью. Многие школы не обеспечены топливом и освещением, керосин для школ не продают». 

– Во время войны некогда было книжки читать, уроки пропускал, – рассказывал мне ветеран труда М.М. Каблуков. – Фашиста надо бить, помогали, как могли. А учеба? Наверстал потом упущенное… 

– В Тюмени мы жили в домике напротив 21-й школы. Здание школы было приспособлено под госпиталь. Мы, дети, приходили концерты давать. Гимнастические пирамиды строили. Раненые бурно нам аплодировали, – вспоминала ветеран В.А. Павлинская. 

…Тяжелое было время. Мальчишки добавляли себе возраст и рвались бить врага. Маленькие дети с чувством патриотизма работали в тылу, радовались, что они помогают фронту. Каждый из них был причастен к Победе. 

НА СНИМКАХ: юный труженик и его родные; открытка, символизирующая подвиг юных защитников Отечества. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукция автора/ 

 


40908