УНЕСЁННЫЕ МУЗЫКОЙ

ЮБИЛЕЙ 

Сейчас затруднительно точно установить число учащихся, преподавателей и направления открывшейся в 1919 г. Тюменской школы художественного творчества, которая в дальнейшем оформилась в музшколу, носящую теперь имя Знаменского. 

На основании разрозненных сведений известно, что в 1930-х гг. в ней были «рисовальные ученики», хореографы, музыканты, а занятия проводились в том числе и на «наемных квартирах». Примечателен состав педагогов в этот период времени. Заведующий учебной частью – пианист Георгий Александрович Кочевицкий, супруг известной всему миру Нины Николаевны Берберовой, блестящей поэтессы, исследовательницы деятельности тайных обществ в России и за рубежом. Уже проживая в США, он издал фундаментальное руководство по обучению игре на фортепиано. В 1931-1932гг в Тюмени трудилась пианистка Зоя Антоновна Дворжецкая. По словам ее ученицы М.П. Шелковниковой, та с мужем и двумя детьми жила в районе Городища. Как педагог она обладала высокими профессиональными навыками. 

Ольга Семеновна Покровская (Гилева) – потомственный музыкант, близкая родственница Шелковниковой, также работала в школе, а затем, как и первый директор ДМШ Владимир Васильевич Знаменский, переехала в Свердловск. Мария Павловна и Ольга Семеновна являются потомками влиятельного тюменского предпринимателя и мецената Степана Григорьевича Селиверстова. Его дочери – Клавдия, Софья и Мария – стали профессиональными пианистками. Дочь Юлия Степановна, Селиверстова- Чмутина, – известная артистка, похоронена на лондонском кладбище. Один из внуков, Горбунов, во время гражданской войны служил в полку им. товарища Троцкого, погиб в боях. 

Достаточно колоритной личностью среди педагогов Тюменской музшколы был Георгий Иоакимович Тартаков, сын известного петербургского артиста и худрука Мариинского театра и внук композитора А.Г. Рубинштейна. В 30-х годах Тартаков был осужден по 58-й статье. Георгий Иоакимович – родной дядя тюменского маэстро Антона Григорьевича Шароева, а их знаменитый предок – Иоаким Викторович Тартаков – партнер по сценической работе Фёдора Шаляпина, был почитателем тюменского старца Григория Распутина, в бытность проживания последнего в Санкт- Петербурге. 

Выпускники Тюменской музыкальной школы в 1960-х годах стали известны далеко за пределами нашего города. Это, например, баянисты Лариса Михайловна Хоменко- Шабанова, ныне профессор и маститый дирижер; Валентина Андреевна Скрипник; Михаил Николаевич Дьяков, композитор и самобытный аранжировщик. И сегодняшняя смена этой музыкальной школы достойна своих учителей. В 2016 г. среди окончивших школу им. В.В. Знаменского особо выделялась Дарья Селиверстова, ныне студентка- отличница колледжа искусств. Впервые за столетнюю историю этого учебного заведения выпускница получила сразу пять свидетельств. Это дипломы об окончании курса обучения в классе гитары, домры, скрипки, вокала и фортепиано. К этому следует добавить ее умение исполнять различные произведения на семиструнной и гавайской гитарах. 

Недавно состоялся сольный концерт юной артистки. Мероприятие проходило в большом зале Института культуры и обогатило слушателей незабываемыми впечатлениями. «Какая сладость льется в кровь, восторг все чувства восхищает», – скажем вместе с известным поэтом. 

Даша в начале своего выступления проникновенно исполнила прелюдию Баха, погрузив аудиторию в атмосферу музыкальной тишины и гармонического целомудрия. Невольно на память приходят строки стихов, посвященных великому гению: «Какое равновесие страстей, какая всеобъемлющая совесть, какая удивительная повесть о брошенной в века душе моей!». 

Музыкальное путешествие в том же негромком, но всем понятном ключе продолжилось исполнением фантазии на тему русской песни «Стежки-дорожки» в обработке русского гения Ивана Егоровича Ляхова, одного из самых самобытных и загадочных гитаристов, ревнителей чистого искусства. По легенде, артист не выносил простого наигрывания на инструменте – «прощения не сыщет взявший гитару нечистыми руками»… Исполненная Дарьей Селиверстовой композиция воскресила в памяти безвозвратно ушедшую эпоху русских дворянских собраний, так талантливо воспетых в «Антоновских яблоках» и «Суходоле» Ивана Бунина. 

Отдавая дань сложившимся традициям, Даша исполнила малоизвестные танго Астора Пьяноллы, одного из самых известных интерпретаторов современных творческих тенденций в культурном мире. Недаром творчество аргентинского композитора сопоставляется по характеру с последними усилиями утопающего, а от наиболее диссонансных композиций веет ужасом правды современной «машинной» цивилизации… Выступая в составе ансамбля «Рондоллето», Селиверстова дала понять публике, что она обладает по меньшей мере изысканным вкусом. Не успевших прийти в себя от эмоций слушателей тем временем ожидал последний сюрприз – Даша потрясающим по красоте голосом спела несколько сочинений на военные темы, где задушевность и искренность гармонировали с академической строгостью. 

Думаю, своим появлением на тюменской сцене она открыла еще одну замечательную страницу летописи культурной жизни, начатой ее дальними вероятными предками и усиленной совокупной творческой работой ее многочисленных наставников. Особую благодарность хочется выразить Светлане Александровне Селиверстовой-Ерми- ловой, Дашиной маме, сумевшей воспитать свою дочь в «духе и истине», дабы мы, почитатели ее многогранного таланта, могли восхищаться нашей землячкой. 

НА СНИМКАХ: Дарья Селивёрстова; класс фортепиано преподавателя Дворжецкой (30-е гг. XX в.). 

Михаил ЯБЛОКОВ 

 

 

 


40833