ИМПЕРАТОРЫ, БОГАТЫРИ, ТРОСТНИКИ И КУВШИНКИ

ВЫСТАВКА 

В Музейном комплексе имени Словцова открылась выставка «Сокровища музеев России», созданная в рамках национального проекта «Культура». Ее организаторами стали Патриарший совет, проект «Россия – моя история», Государственная Третьяковская галерея, центр «РОСИЗО» и фонд «Прорыв». Тюменский вариант – продолжение экспозиции, проходившей в ноябре прошлого года в Москве в Манеже, которую отрывали патриарх Кирилл и президент Путин.

Выставка в Манеже имела огромный успех. Чтобы на нее попасть, люди выстраивались в огромные очереди. Приятно, что желание увидеть шедевры российских мастеров сильнее желания в выходные дни походить по кафе и магазинам. За три недели выставку посетили более 250 тысяч человек. Поэтому было принято решение сделать экспозицию передвижной. Тюмень стала первым городом в этом амбициозном проекте, открытие которого приурочили ко Дню России. Правда, одновременно с нами другой вариант из этого же цикла увидят гости Калининграда. Для каждого региона подбирали отдельную коллекцию, связанную с местным колоритом. Первые посетители увидели 54 шедевра. Их разместили в нескольких залах пятого этажа музейного комплекса. 

Экспозиция расположена так, что можно проследить историю российской живописи. Ее истоки в иконописи, далее идут портреты государственных деятелей, так или иначе связанных с нашим краем, пусть и опосредованно. Мы можем еще раз вспомнить, как выглядел Иван Грозный, во времена правления которого стала осваиваться Сибирь. С полотен на нас смотрят царица Наталья Кирилловна (Нарышкина) – мать Петра Великого, сам Петр I и его дочь, императрица Елизавета. 

В следующем зале уже другой виток развития живописи. Здесь мы неожиданно видим жемчужину из нашей коллекции – картину Айвазовского «На море». Это одна из «фишек» проекта, организаторы в каждом городе дополняют экспозицию местными картинами. Спрашиваем, поедет ли полотно великого художника- мариниста в другие регионы? Кураторы пока секреты не раскрывают, однако лукаво улыбаются: «Не у всех же есть Айвазовский». 

Переходя из зала в зал, и вправду чувствуешь себя путешественником во времени, когда одна эпоха сменяет другую. И, наконец, доходим до соцреализма. Стиль, родившийся в СССР, должен был показывать мощь и размах страны, то, как хорошо живут наши граждане. Хотя большинство такую богатую, изобилующую продуктами на столах и прилавках жизнь видели только на картинах. 

Когда экспозицию анонсировали, то в качестве «приманки» называли фамилии художников, вызывающих трепет в душе ценителей искусства, и не только. Среди них – Левитан, Крамской, Билибин. Произведения мастеров и вправду есть, но каждый представлен всего лишь одним полотном, причем не самым известным. «Тростники и кувшинки» Левитана, с изобилием зеленого цвета, не сразу и бросаются в глаза, поскольку ждешь других тонов. Главный иллюстратор сказок Иван Билибин тоже обозначен не самой своей знаковой картиной – «Богатырь Алеша Попович», привезенной из Ярославского музея. А мы-то ждали «Русалку» или портрет ученого кота. 

Выставку можно посетить бесплатно. Для удобства зрителей каждый зал снабжен сенсорными панелями, где можно прочитать информацию о художниках, характерном для них стиле работы, узнать, откуда приехала в наш город та или иная картина. При наличии специальных гаджетов скачивается приложение – своеобразный аудиогид, где голосом замечательного актера Сергея Чонишвили ведется экскурсия. А вот если вы захотите задать вопросы живому экскурсоводу, то придется заплатить. 

В Тюмени выставка будет работать до 4 августа. Всего же проект охватит восемь городов, и его основной темой станет единство культурного пространства страны. 

НА СНИМКАХ: шедевр Айвазовского "На море"; новые технологии – в помощь. 

Юлия КОНКИНА 

Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/ 


40851