ТЮМЕНСКАЯ ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Солидный кирпичный дом на главной улице Тюмени всенепременно обращает на себя внимание. Угловая часть постройки с оригинальными башенками, в центре старинного здания – проездная арка. 

Многим тюменцам хорошо знаком этот каменный долгожитель: здесь много лет обитала общеобразовательная школа №1. История дома уходит в царское время, когда был он прописан на улице Царской (ныне Республики, 15-17) и принадлежал купцам.

БОГАТЫЙ СОСЕД 

Часть здания выстроена в 1890-е годы, увеличена – в 1909-м. Этот корпус с башенками принадлежал купцу Николаю Юлиановичу Ядрышникову. 

В дореволюционное время фасад постройки украшали броские вывески магазинов, дабы заманивать покупателей. Первый этаж занимали книжный и канцелярский магазины Литвиновой, здесь же Гордей Александрович Моисеев, шадринский купец, арендовал помещение для своего обувного магазина. Тюменцы интересовались новинками моды. Реклама извещала: «Важная новость для дам! Товарищество Российско- Американской резиновой мануфактуры предлагает суконно- резиновые ботики «Жучок», которые не обрывают платья, не расстегиваются во время ходьбы и не ломаются. Пользуются громадным успехом». Обувь была красива, но не очень практична для тюменских улиц. Потому что грязи было невпроворот. 

Хозяин дома купец Н.Ю. Ядрышников знал толк в коммерции. На Базарной площади имел магазин железно- скобяных товаров. Сам с семьёй жил в шикарном доме на Царской. Одну квартиру в 1910 году сдавал за 550 рублей доктору Давиду Залмановичу Ноторину. Не раз Николай Юлианович выбирался гласным в Думу, вникал в городские проблемы, вел общественную работу. В 1912 году намеревался устроить в Тюмени конку, но затея не получилась. 

ИЗ СЛАВНОГО РОДА ГИЛЁВЫХ 

Его соседке-коммерсантке Павле Петровне Воробейчиковой некогда было думать о таких вещах. Она – многодетная мать, владелица нескольких домов. Квартиры сдавала, но не все постояльцы платили вовремя. И тогда Воробейчикова через нотариуса предъявила своим должникам ультиматум – «в трехдневный срок уплатить числящиеся по счетам магазинов долги». Более того Павла Петровна допустила недозволенный прием: каждый квартиросъёмщик получил не только сведения о своих долгах, но и о том, сколько задолжали другие. «Упорство должников объясняется крайне нетактичным обращением кассирши г-жи Воробейчиковой, которая ходит по домам, врывается в квартиру и в грубой, недопустимой форме требует уплаты долгов», – сообщала тюменская газета «Ермак» в 1916 году. 

Павла Петровна была из рода Гилёвых, прославившихся в России литьем колоколов. На звонницах Тюмени звучали гилёвские колокола чудесными, красивыми голосами. Павла Гилёва, выйдя замуж за екатеринбургского мещанина Петра Воробейчикова, унаследовала его бизнес – пимокатный завод. У супругов родилось 11 детей, четверо умерли младенцами. Потерю сына Игната отец пережить не смог, ушел вслед за ним. В этой ситуации женщине пришлось быть мужественной, проявить деловую хватку, иначе дела расстроятся. Ей, ко всему прочему, перешел в наследство от отца и колокольный завод. 

Известный историк, краевед Валерий Чупин назвал Воробейчикову тюменской Вассой Железновой. Павла Петровна, обладая умом и волей, самостоятельно и успешно вела бизнес. Преодолевала горе и не сгибалась. 

У Воробейчиковой был хороший вкус, в деньгах она не испытывала нужды. Купчиха устроила усадьбу на престижном участке города. Двухэтажный, развернутый вдоль Царской немаленький дом замечательным образом подошел для торговых целей, а расположенные в глубине двора каменные постройки служили для нужд магазина. Часть большого здания с аркой – это и есть дом Воробейчиковой. 

Два исторических персонажа – Ядрышников и Воробейчикова – жили, можно сказать, под одной крышей – нынешняя улица Республики, 15-17. Сегодня мы воспринимаем это приметное здание как единое целое, однако в нем стена к стене несколько корпусов. 

В своей части Воробейчикова имела обувные магазины, продавала валенки, изготовленные на собственном заводе. Валенки стоили дорого – до двух рублей серебром. 

Были в этом доме и другие торговые заведения, в которых продавались книги, молочные продукты, работала мастерская дамских и детских шляп Софьи Васильевны Дубровиной. 

Большим спросом пользовались швейные машинки компании Исаака Зингера. В 1913 году машинка стоила 95 рублей. Кто сразу не мог выложить наличные, приобретал ее в кредит на пять лет. Простенькие, без футляра машинки вполне по карману были крестьянам. А украшенные инкрустацией да золотистыми оттисками, разумеется, предназначались для состоятельных людей. 

ЗНАМЕНИТЫЙ ФОТОГРАФ 

Неподалеку на Царской семья Воробейчиковой приобрела дом (сейчас ул. Республики, 30). На этом участке улицы Павла Петровна разместила пимокатный завод, площади в других каменных домах сдавала постояльцам. Арендатором у Воробейчиковой был известный фотограф Иосиф Савельевич Шустер, который славился своей художественной фотографией и умением увеличивать портреты. Он также производил «кинематографические ленты по Сибири», имел свой кинотеатр. В 1890 году он получил «Высочайшую благодарность от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны». Шустер также был награжден похвальным отзывом на выставке в Кургане 1895 года. Он же запечатлел детей Павлы Воробейчиковой. 

В доме Воробейчиковой снимали квартиры дантист Айнштейн, управляющий Государственным банком Василий Андреевич Любославский, семья Г.И. Горбунова. Инженер-механик технической и судостроительной контор Григорий Иванович Горбунов приходился родственником Павле Петровне. 

Недвижимое имущество Воробейчиковой оценивалось в 67 880 рублей. Богаче тюменской Вассы Железновой были только небезызвестный городской голова Текутьев, владелец спичечной фабрики Логинов, собственник кожевенного завода Собенников. 

Жить бы да жить господам, но ветер перемен унес их благополучие... 

СЫН ИНОСТРАННОГО ПОДДАННОГО 

В 1918 году дом Ядрышникова (Республики, 17) занял штаб Красной армии. В конце 1920-х здание передали военному ведомству, а в 1930-х объединили с соседним домом Воробейчиковой (Республики, 15) и отдали в пользование дивизиона ОГПУ. 

В советские годы облик здания подпортили. Архитекторам с первого взгляда стало ясно, что дом, выстроенный в барочном стиле, не должен иметь такую куцую крышу. Явно недоставало башенок. По архивным данным удалось восстановить прежний вид памятника. 

Долгое время в здании размещалась старейшая в городе школа №1, в которой работал зачинатель физкультурного движения в Тюмени Павел Иоанидис. Благодаря его стараниям в области появилось 25 спортшкол. 

Павел Александрович – Почетный гражданин г. Тюмени, заслуженный учитель школы РСФСР. 

Его отец Алекос был иностранным подданным Греческого государства. Приехал из Новороссийска, где имел свою хлебопекарню. В Тюмени в годы НЭПа он тоже организовал свое дело, но разорился из-за огромных налогов. Сын Павел увлекся спортом. В 1940-х годах в Тюмени открылась первая спортивная школа, в которой преподавал гимнастику и директорствовал Павел Иоанидис. У него отчество – Алексеевич, но почему-то все называли его – Александровичем. Пал Санычем он и вошел в историю города. 

Сейчас бывший купеческий дом отдан спортшколе №2. На стене здания установлена мемориальная доска П.А. Иоанидису. 

…Много воды утекло с тех пор, как началась история жизни этого каменного богатыря на Царской. Здание, выстроенное по подобию домов на Невском проспекте, продолжает свой век. 

Потомки Павлы Петровны Воробейчиковой приезжали посмотреть на родовое гнездо. От них тюменцы и узнали, что купчиха Воробейчикова в 1918 году продала колокольный завод, свернула коммерческие дела и с детьми покинула наш город. Пережила Великую Отечественную войну, в солидном возрасте покинула этот мир, тоскуя по родной Тюмени. 

НА СНИМКАХ:  бывший купеческий дом; дети Воробейчиковых. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукция автора/


40680