ИСТОРИИ СТРОКИ
День пионерии в Советской стране отмечался 19 мая. В школах отменялись уроки. Был большой праздник: парад, концерт, поход всем классом в кино или на спектакль… Многие, наверное, теперь с ностальгией вспомнят свое убежавшее детство. Вспомнят красный галстук, который гордо носили.
А вот как начиналось детское движение в Тюмени.
ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ ПИОНЕРСКАЯ
Лето 1923 года баловало горожан солнечными днями и хорошими новостями. Жара спала. После дождя умылась архиважная улица Республики, заблестели радостным светом окна большого дома бывшего коммерсанта Аверкиева. В этом каменном, на совесть возведенном исполине размещался Тюменский губернский комитет партии. Верный ее идеологический спутник – газета «Трудовой набат» (теперь «Тюменская правда») – обитал в двух шагах, на ул. Республики, 24. Редактор Савелий Козлов был энергичным, вездесущим и политграмотным.
В его кабинете в массивной резной раме висел портрет Карла Маркса, на солидном двухтумбовом столе лежали груды толстенных папок с рукописями, без конца трезвонил телефон. Рабкоры и селькоры наперебой сообщали новости, требовали незамедлительно дать ходу их статьям.
И вдруг, что такое? За окном раздались звуки горна, загремели барабаны, все громче и громче звучала песня «Баклажечка». Мальчики и девочки в белых ситцевых рубашках дружно маршировали по ул. Республики, впереди шел рослый парень и гордо нес красный флаг. Прохожие остановились, обитатели домов прильнули к окнам. Дети пели:
Смотрит вожатый, смотрят пионеры –
Что за отряд показался вдали?
Лейся, песнь моя – пионерская.
Буль-буль-буль, баклажечка походная моя!
– А-а… партийные внучата. В Тюмени началось пионерское движение! – редактор взволновался. – У нас о них ни строчки!
Редактор был, конечно, в курсе, что по примеру Москвы при Тюменском губкоме РКСМ в августе 1923 года создано Губернское бюро Детских Коммунистических Групп (ДКГ). И это бюро взялось за развитие пионерского движения.
– Пролетарские дети – фундамент той жизни, за которую боремся мы, – произнес глубокомысленную фразу Савелий Козлов. – Будем писать о них. Всенепременно!
А за окнами неслась радостная песня:
Да здравствуют Советы и первый наш отряд,
В стремленье к комсомолу сердца наши горят!
Тем временем хорошенькая секретарша, усердно трудившаяся в Тюменском губернском комитете РКСМ, печатала отчетное письмо в Центральное Бюро ДКГ: «1 августа 1923 года в Тюмени при детдоме им. Калинина создано показательное звено юных пионеров».
Эта дата считается днем рождения тюменской пионерии.
ВОРЫ И ПРОТУХШАЯ РЫБА
Где находился детдом им. Калинина? Ответ нашелся в документах Государственного архива Тюменской области.
Толстая папка о детском доме озаглавлена «Мусульманский детпитомник». Первый документ сразу зацепил мое внимание, в нем речь шла о краже. Из казенных писаний – справок, заявлений, отчетов – сложилась картина событий.
Около 2-х часов ночи в детпитомник залезли воры. Обитатели крепко спали, и воры надеялись поживиться. Вдруг в коридор вышла девочка, она заметила незнакомых мужчин, закричала и бросилась бежать. Еще через мгновение поднялся оглушительный крик-визг, проснулись дети, проснулся сторож, сделал предупредительный выстрел. Воры выскочили в сад, задержать их не удалось.
Утром мальчишки, почувствовав себя «пинкертонами», обшаривали сад. Обнаружили следы от ботинок 42-го размера.
– А вон мильтон приперся! – засвистели ребята.
Старший милиционер 1-го отделения горуезда милиции явился на улицу Садовую, 8, чтобы выспросить подробности ночного происшествия у заведующей детпитомником гражданки Клавдии Владимировны Раньковской, сторожа Васина и жены сторожа Екатерины Васильевны. Был осмотрен склад, с дверей оказалась сорвана печать. Правда, ограбить бедных детишек не вышло. Все лежало на месте: штанишки, рубашки, полотенца и полученная мануфактура, из которой учительница рукоделия намеревалась пошить платьица для девочек.
Заведующую после этого происшествия уволили. У новой шефини М. Ивановой с образованием четыре класса дела тоже не ладились. За проступки она лишала детей сахара, могла ударить. Неожиданно нагрянула контролер из помгола (помощь голодающим) тов. Пантелева и выявила два пуда испорченной рыбы.
– Чем вы тут пролетарских детей кормите? – негодовала проверяющая.
В губотделнаробраза (губернский отдел народного образования) из детпитомника поступали тревожные сигналы на учительницу Станевич, выпускницу Тобольской Мариинской гимназии. Дети ее не слушались, категорически отвергали. Если одна женщина обладает скверным характером, жди неприятностей. Если две – уже катастрофа. Заведующую Иванову уволили за бесхозяйственность, малограмотность и халатное отношения к делу. Станевич – за религиозность, она «заставляла детей чуть ли не молиться богу и читать молитвы», а также за то, что разделяла ребят на «ваших» и «наших», называла русских – «наши», а мусульман – «ваши» дети.
В 1923 году житель Тюмени К. Писаных получил казенное письмо: «Вследствие разгрузки детдомов предлагаем взять Вам из детдома им. Калинина (Садовая, 8) Вашу дочь Марию. В детдомах остаются только дети, не имеющие родственников».
Улица Садовая, 8 – это нынешняя Дзержинского, 12. В мусульманском детпитомнике находились в основном дети-нацмены (национальные меньшинства), отсюда и название. Приют переименовали в честь «всесоюзного старосты». Вот где делала первые шаги тюменская пионерия!
ЗНАМЕНИТАЯ ФАМИЛИЯ
Воспитанники детдома им. Калинина жили не тужили. Читали книжки, разучивали детские песенки, играли, иногда бузили, а когда приходили парни из «комсы», пели с ними «Интернационал». Больше всего ребята любили экскурсии в поле и на реку. Не очень нравился ручной труд: без конца заставляли склеивать бумажные цепи для украшения комнат, которые почему- то всегда рвались. Взрослые дети, кроме развлечений и шалостей, были заняты по хозяйству: кололи дрова, подвозили воду, мыли пол, дежурили по кухне, где иногда у поварихи можно было стащить буханку хлеба. Так шли дни за днями.
8 февраля 1923 года в детдом им. М.И. Калинина назначили заведующей Александру Александровну Калинину. Строгая начальница чувствовала особую ответственность: фамилия обязывала. С образованием 8 классов гимназии и педагогическим стажем 9 лет – ценный кадр для того времени. Сансанна, как быстро окрестили ее дети, была убеждена, что воспитает «калининцев» в современном духе. Сама она состояла в рядах союзной молодежи. Руководитель-комсомолка встряхнула общественную жизнь детдома.
1 августа 1923 года все было готово к приезду больших гостей. Дети оделись во все чистое, заштопали дырки на одежде. Красный флаг развевался над входом, транспарант приветствовал словами «Мы – будущее нашей страны!».
Приехали представители из Губернского бюро ДКГ. Из 71 воспитанника детдома 16 ребят в возрасте от 12 до 16 лет, отличающихся примерным поведением, выстроились на линейку. Впервые тюменские дети произнесли слова клятвы:
– Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров!
В торжественной обстановке вожатому передали горн и барабан. Детям повязали галстуки, что вызвало восхищение у всех собравшихся.
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы – пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"
Звонкая, веселая, вечно юная песня исполнялась ребятами первый раз. Этот гимн пионеров подхватили заведующая Сансанна и воспитатели. Его пели и малыши, хотя они и не подходили по возрасту.
Первым пионерским мероприятием в истории тюменской пионерии стала беседа у костра на тему «Наши друзья и враги во всем мире». У ребят сразу появилось желание установить связь с детскими организациями Запада. Далее горком комсомола организовал экскурсию с ночевкой, во время которой провели игру в подполье (из жизни революционеров). Юные спартаковцы участвовали в спектакле, который помог поставить комсомолец тов. Гастаскарев. Вырученные средства поделили по-братски: часть – себе, часть – в пользу других детдомов. (До 1924 года Всероссийская пионерорганизация носила имя Спартака, потому красногалстучных ребят называли спартаковцами).
На первых пионеров возлагались большие надежды – подготовить из них руководителей детского движения. Задачу поставили, а как ее выполнять? «Работа ведется слабо, нет никаких руководящих указаний по детдвижению. В настоящее время мы даже не знаем общего всероссийского значка юных пионеров, поэтому просим выслать форму значка и сообщить, можно ли завязать связь с западными организациями детей и, если можно, то сообщить их адреса. Связь с детскими организациями СССР мы завяжем. Адреса знаем. Также просим побольше высылать руководящих материалов по детскому движению. Пришлите нам список литературы и указания, где ее можно достать по какой цене» (из письма Тюменского губернского бюро Детских коммунистических групп Центральному Бюро ДКГ, 1923 год).
Пока ждали ответ, спартаковцы сами придумали значок: вырезали из картона звездочки, разрисовали красной краской и пристегнули на рубашки.
24 сентября 1923 года Тюменский губком РКСМ отправил письмо в Москву в издательство «Молодая гвардия» с просьбой выслать наложенным платежом литературу по детскому движению: журнал «Барабан», беседы «У костра», сборник пионерских песен, причем сумму губком обязался оплатить сразу по получении. Посылка тоже не торопилась в Тюмень. Но местные комсомольцы и педагоги не лыком шиты. Проводили для детей различные игры, культпоходы в музей, читки стихов, спортивные состязания. И рассказывали ребятам о дружбе, героях и о прекрасном будущем.
НА СНИМКЕ: юные ленинцы на заре советской власти.
Елена ДУБОВСКАЯ /фоторепродукция автора/