ТВОРЧЕСТВО
Живописец Алексей Чугунов известен, прежде всего, оригинальностью творческого видения окружающего мира. Его нынешняя весенняя выставка в библиотеке на улице Олимпийской многожанровая: на ней представлены портреты, пейзажи, станковая живопись, некоторые монументальные произведения.
Специалисты называют его творческий стиль авангардом. «Авангард – это хорошо, это всегда что-то новое, – соглашается живописец. – Хотя для меня как художника не существует каких- либо определений – это удел искусствоведов. В творчестве постоянно ищу что-то необычное, неповторимое. Меня особо не волнует, как это называется. Одним словом, живу, нахожусь в пространстве времени и жизни».
В его работах – стремление пробудить у зрителя мысль, вызвать у него чувства посредством рисунка, ритма, пластики, самой «цветовой поверхности». Художник принципиально не занимается копированием действительности, а проникает в её миры и даёт их интерпретацию согласно своему пониманию изобразительного образа. Живописец уделяет внимание энергии цветовой напряжённости линий, фактуры и плоскости, большую часть времени проводит в творческом поиске выхода за пределы известного, создаёт собственный изобразительный мир.
«Уникальный художник, он, пожалуй, самый современный среди тюменских собратьев по цеху, – считает искусствовед Татьяна Борко. – Чугунов верен своей стилистике, он по-прежнему узнаваем. Абстрактное искусство (или беспредметная нефигуративная живопись) есть торжество чистого цвета, когда творец не копирует натуру, ибо знает: лучше природы ему не сотворить. Задача тут другая – посредством сочетания цветов, каких-то символов пробудить у зрителя в душе определённые вибрации, некую мелодию, рождённую созерцанием перехода от одной формы к другой, от одного оттенка к другому.
Своеобразный конструктивизм художника нельзя назвать бесстрастным, в его живописных произведениях сохранен первый эмоциональный импульс, трепетное отношение к увиденному, а необычайный взгляд автора только подчеркивает его восхищение перед многообразием, неповторимостью, многоликостью реальных форм. Увлекательность творческой манеры Чугунова основана на умении найти гармонию между сухой геометрической формой и цветовой пластичностью (словно одно создается посредством другого), между экспрессивным впечатлением и спокойной продуманностью художественного решения, между интенсивностью отдельных цветов и уравновешенностью общей колористической гаммы».
Однажды творцу подарили великолепную книжку с дарственной надписью- пожеланием: «Самое главное: не быть Цезарем, а иметь свой Рим». Подразумевалось, что неординарный Чугунов обязательно увидит в слове «Рим» и обратное прочтение – «мир». Иметь свой мир, жить в своем мире – простая формула свободы творчества. Алексей Сергеевич определяет своё творческое и житейское кредо так: «почувствовать в природе творца, использовать ее подсказку и создать свою вторую реальность», «ощущение родства с Вселенной», «стремиться к запредельному, искать новый, не похожий путь», «разработать плоскость так, что она приобретает духовное пространство», «дух вещи, местности, предметов», «изображение ощущений», «звучание духа».
В 1974 году, завершая учебу в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной, Алексей Чугунов на «отлично» защитил диплом. Ему предлагали работать в Северной столице, в экспериментально-мо- нументальной мастерской по фасадам зданий, но он уехал в Тюмень. Сюда его пригласили на работу в Управление архитектуры главным художником. Четыре года спустя окончательно ступил на творческую стезю. Трудился в тюменском отделении творческого Союза художником-монументалистом. Занимался росписями, мозаикой, витражами, объемно- пространственными композициями. Вся эта монументальная живопись связана с архитектурной плоскостью – в интерьере и на фасаде. Здесь требуется очень чутко найти синтез-единение изображения и архитектуры, чтобы эмоционально создавался законченный образ. Более десятка различных объектов выполнено им в Тюмени и области. Но нереализованных эскизов у него несоизмеримо больше, поскольку такое искусство стало невостребованным.
«Одно время я занимался станковой живописью, где также присутствуют элементы монументалистики. Убеждён: гармония в живописи может быть зашифрована и потому открывается зрителю не сразу. Созерцание – это как медитация. Смотришь-смотришь и вдруг открываешь что-то новое. И одновременно находишь что-то личное. Картина может и вдохновить, и успокоить, и настроить на какой-то лад. По сути, созерцатель в той или иной степени является соавтором творца, добавляя к произведению художника своё восприятие, видение. Особенно когда в работе заложен «не одноразовый смысл», и она читается снова и снова. Так же, как в поэзии или в музыке, где тоже есть всё – и человек, и природа, и космос, и микромир, и макромир, и абстрактная структура. Здесь участвуют и зрение, и ассоциативные возможности созерцателя, его начитанность, культура. Быть зрителем – большое искусство, особый дар восприятия, как, к примеру, наличие музыкального слуха».
Какими же изобразительными средствами пользуется живописец?
«Это цвет, цветовое пятно, линия, силуэт, ритм изображения и обязательно какой-то минимализм, – рассказывает А. Чугунов. – Не ставлю задачи зафиксировать всё, до последнего штриха или мазка, стремлюсь оставить некую недосказанность. Поскольку я не натуралист, беру образно, нахожу изображение, очень трудно открываю его для себя, как учёный – какую-то сферу. И если что-то получается, то это моё непосредственное видение, прочувствованное, может, частично зашифрованное. Такой образ, произведение, которое словесно необъяснимо. И главное здесь – что оно вызывает в момент созерцания. Меня часто просят объяснить, но это невозможно. Всё, что хочу сказать, передано языком живописи. Вообще-то, и природу, и человека, и весь окружающий меня мир я рассматриваю как космос, где всё едино.
Больше всего моих произведений посвящено солнцу – оно для меня символ жизни, который греет и вдохновляет. Такой, знаете ли, блуждающий персонаж – то приходит весной, то уходит по осени. И создает по ходу то теплоту, то холодность. Затем в череде персонажей у меня – облака, деревья, цвет. Считайте, что это моя своеобразная символика. Мир предметов – мое особое видение. Но, повторяю: я их не копирую, это мне не нужно. «Фотографичность», воспроизведение «точь-в-точь», не даёт импульса мысли. А в монументальном искусстве с его декоративностью, читаемостью с большого расстояния, гармонией с архитектурой это всё соединяется. В работах создаю самый минимум, скорее – символ, образ, вмещающий в себя многое и рассчитанный на образное мышление и восприятие. При всём при том не отрицаю устоявшиеся символы созидания, разрушения, любви, мира, счастья, света... К сожалению, сегодня человек духовно не развивается, он ведет себя по жизни исключительно как потребитель. И таких людей сегодня большинство. А для верного восприятия, по моему глубокому убеждению, общество должно быть гуманным, чутким и гармоничным».
Сибирь, признается собеседник, притягивала и тем, что на ее обширном пространстве существует место под названием «Плато Путорана». «Помнится, еще у писателя Г.А. Федосеева есть такой мудрый эвенк Улукиткан. Проводник. Меня поразило то, как он знал природу. Ему в этом смысле близок описанный Арсеньевым удэгеец Дерсу Узала. Горная таёжная Сибирь манила какой-то своей загадочностью, первозданной силой. Я действительно очень люблю природу, но по иронии судьбы в тех местах так и не побывал».
Досье. ЧУГУНОВ Алексей Сергеевич. Родился в селе Полково Рязанской области в 1940 году. Учился в Рязанском художественном училище (1962–1968), Ленинградском высшем художественно- промышленном училище им. В. И. Мухиной на отделении монументально-декоративной живописи (1969–1974). Член Союза художников с 1982 года. Монументалист, живописец. В Тюмени работает с 1974 года, творит в различных техниках и жанрах монументального искусства, а также в области станковой живописи. Автор тематических композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов. Оформлял интерьеры и экстерьеры многих общественных зданий и объектов (мозаика, роспись, витраж). Участник городских, областных, республиканских, всесоюзных выставок. Произведения А. Чугунова находятся в частных собраниях России и за рубежом.
НА СНИМКАХ: живописец Алексей Чугунов и его работа.
Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/