НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ
Мы выросли на его песнях. Именно так могут сказать люди самых разных поколений. Те, кто смотрел мультфильм про медвежонка Умку в середине 20-го века, и те, кто не скрывал слез, когда гостья из будущего Алиса Селезнева отправлялась домой. Да и те, кто мечтал завести себе друга-робота и мечтательно распевал «До чего дошел прогресс». На днях не стало народного артиста России, композитора Евгения Крылатова. Ему было 85 лет.
Он не любил, когда его называли детским композитором, убежден – у песни нет возраста. И правда, не важно, когда ты услышал понравившуюся песню – в семь лет или в тридцать, она навсегда остается в твоем сердце. Сейчас мало кто помнит, о чем фильм «Ох, уж эта Настя!», но композиция «Лесной олень» у всех на слуху. И сегодня она как будто не устарела, ее исполняют и взрослые певицы, и дети. И никакие нынешние новомодные мелодии не затмили ее популярность.
Без фильма «Чародеи» мы не представляем себе новогодние праздники. И во многом благодаря потрясающим песням, сразу запавшим в душу. «Три белых коня» – лидер по исполнению в караоке-барах во время зимних каникул. Даже мы с друзьями, сидя за праздничным столом, порой поем эту композицию. Можно сказать, она стала почти народной. В кино ее исполняла Лариса Долина, хотя, не зная, ни за что не угадаешь за этим детским голоском джазовую приму. Именно Крылатов убедил Александра Абдулова самому записать «Мир без любви», потом он не раз включал произведение в свои концерты. В современной картине «Свидание» этот шлягер на свой манер перепели солист группы «Уматурман» Владимир Кристовский и Екатерина Климова.
«Колыбельную Медведицы» из мультфильма «Умка» Крылатов написал в стиле народных песен, которых бесчисленное множество знала его мама. Получился настоящий гимн материнской любви. Недавно в Тюменском театре кукол режиссер Наталья Явныч поставила спектакль «Умка». Разумеется, сценарное решение авторское, понятное для современного зрителя. Но одно осталось неизменным – музыка Евгения Крылатова, которая стала настоящим лейтмотивом постановки.
А работая над фильмом «Приключения Электроника», не стал использовать синтетические ритмы и не прогадал. Его «Крылатые качели» исполняют по сей день все детские хоры страны. А еще многие композиции в ленте записала Елена Камбурова. И опять удивительная метаморфоза. Голос, так восхищавший Булата Окуджаву, удивительным образом слился с актерами, стал одним целым.
Пятисерийный фильм «Гостья из будущего», по произведению писателя-фантаста Кира Булычева, стал сенсацией весны 1985 года. И школьники, и их родители приникали к экранам, следя за необыкновенными приключениями девочки из 21-го века в Москве современной. И, конечно, незабываемая мелодия, трансформировавшаяся в разные темпы, в зависимости от ситуации стала лейтмотивом многих праздников. Композитор считает, что песню «Прекрасное далеко» ему ниспослали свыше. Иначе чем объяснить, что люди на разных континентах, на разных языках до сих пор ее трогательно поют. Возможно, на фоне нынешних фантастических лент сериал из 80-х выглядит простенько. Но только не для нас. Едва услышав знакомые ноты, тут же приникаем к экранам. А недавно, когда появилась картина о роботах «Лучше, чем люди», опять вспомнили «Гостью из будущего» и робота Вертера в исполнении Евгения Герасимова. И, несмотря ни на что, этот образ признали лучшим.
Уверена, мелодии Крылатова вдохновят еще не одно поколение исполнителей, и каждый будет находить в них что-то свое.
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/