СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Многое ли мы знаем о своих предках? Вряд ли. По крайней мере, даже до четвертого колена не каждый доберется. А о чужих корнях так и вовсе не задумываемся. Татьяне Нифоновне Тепышевой, можно сказать, сама судьба подсказала на этом пути тему.
«Я – МУЖИЦКИЙ ВРАЧ…»
В начале ХХI века в Абалаке, намоленном месте Тюменской области, Татьяна Нифоновна познакомилась с удивительным человеком – внучкой основателя известной своими целебными грязями лечебницы Нижнетавдинского района «Ахманка» Евдокима Яковлева Татьяной Львовной Чайкиной. А спустя несколько лет Зуфар Ахтариев, бывший в те годы главой муниципальной территории, предложил Тепышевой написать о здравнице. Не иначе как по Божьему Промыслу в 2010-м вновь встретились с той женщиной. «Приехали к ней домой, – вспоминает Татьяна Нифоновна, – она достает три больших фотоальбома. «Все здесь есть», – говорит. И отдает их мне (уже больна была в то время). Третьего сентября будет девять лет моей верности выбранной теме». Рассматривая пожелтевшие от времени снимки и читая «хронику» семьи Яковлевых, Тепышева словно заглянула на век с небольшим назад.
1888 год. В семье бедного псковского крестьянина Якова Яковлева рождается сын Евдоким. Кто знал тогда, что в строку России и его имя впишут золотыми буквами! Яковлев из рода Яковлевых оставит свой след в истории.
В семейном архиве династии Яковлевых сохранились сведения о том, что четыре с половиной года он воевал на фронтах Первой мировой. В 1916-м выучился на ротного фельдшера. На Гражданской кровь проливать не захотел, и за это мог быть убит. «Я восьмой по счету был, а расстреливали каждого десятого», – признавался он. После ушел из армии, сестра умерла от голода. Когда ему было где-то лет тридцать, перебрался в нижнетавдинские края, куда родственники по матери переехали еще при столыпинских реформах.
Тогда Веселая Грива, которую облюбовал для жительства Яковлев, была зажиточной деревней! (Сейчас об этом можно узнать лишь из рассказов старожилов). Позже женился. В январе 1920 года вступил в партию. Авторитет большевика давал ему право открывать «властные» кабинеты. Спустя три года был отправлен на учебу в Петроград. Поступил в мединститут – и это с двухклассным церковно-приходским образованием! Но ничего, одолел гранит науки. На последнем курсе рабфака родилась дочка Розочка. Имя выбирали ей наугад – «по бумажкам». В 1931-м 43-летний Евдоким Яковлевич закончил Ленинградский медвуз (город к тому моменту переименовали). Был приглашен заниматься наукой самим академиком Ухтомским. Однако от заманчивого предложения отказался. Иное привлекало его. «Я – мужицкий врач», – считал Яковлев.
ПРОНИК В ТАЙНЫ АХМАНСКОЙ ГРЯЗИ
Евдоким Яковлевич, вспоминала его дочь Роза, был пламенным борцом по жизни, из тех, кто мог умереть за идею. Разве такие встречаются сейчас? Даже в 60-е, 70-е годы, когда Роза Евдокимовна уже работала главным врачом «Ахманки», она видела – почти сплошь и рядом «примазавшиеся».
После вуза Евдоким Яковлевич трудился в разных местах. Боролся с эпидемией туберкулеза. На острие этой борьбы был переведен в старейшую грязевую здравницу Саки. Шел 1939 год. В 1940-м судьба вновь забросила его в Веселую Гриву. Сибирские мужики не признали в крымском докторе бывшего «голодранца». А как признали – устыдились за прошлое, зауважали. Кто-то сказал, что, мол, и тут «грязи пользительные» для здоровья. Тогда Яковлев набрал её две трехлитровые банки и отвез на исследование в Москву и в Сакскую лабораторию грязелечебницы. В декабре того же года отправил результаты анализов в Велижанский райисполком. И получил приглашение построить грязелечебницу в тюменской тайге, на берегу Ахманки.
«АХ, ВОЙНА, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ…»
Это был новый виток его биографии. И Яковлев, не задумываясь, взялся за дело. Объявил жене и дочери, что возвращаются в Сибирь. Супруга, учитель биологии, поначалу рыдала, причитала, мол, дочь не получит в «медвежьем углу» должного образования. Но характер мужа знала, а потому 15 июня 1941 года все же купила билеты. И поехали с Розой в Сибирь «на разведку».
По дороге 14-летняя Роза вела дневник. Ехали через столицу – описала Первопрестольную: «Шумная, изобильная…». Прибыли в Тюмень 22 июня 1941-го. На железнодорожном вокзале «заказали» такси до Веселой Гривы. А какое в те годы такси – лошадь с телегой! Только забрались в «кабину» с пожитками – Молотов по громкоговорителю объявил о начале войны. Паника охватила Яковлевых. Хотели взять сразу билеты обратно, в Крым, а там вовсю идет война. Так и остались в Сибири. «Какое счастье, что вы уехали! – писал потом Евдоким Яковлевич. – Если бы не уехали 15-го, вы бы не уцелели».
В тот же год 53-летний Евдоким Яковлевич ушел добровольцем на фронт. Служил военврачом в звании майора. О войне семье ничего не писал. Но как-то вырвалось: «Не было морской воды, была лишь маслянистая кровавая жидкость, которая кишела останками человеческих тел и техники». И в этой фразе – чудовищный оскал Великой Отечественной.
АХМАНКА, ЛЮБОВЬ МОЯ!
В сентябре 1946-го Яковлев вернулся к семье и взялся за строительство грязелечебницы. Средств на стройку катастрофически не хватало. Да что там на стройку! Когда в июле 1947 года Ахманка приняла первых пациентов, даже истории болезни писали на газетном листе свекольными чернилами. «В таких условиях поднималась страна», – признается Татьяна Нифоновна Тепышева, проникнувшаяся энтузиазмом первооткрывателей здравницы.
Работы было невпроворот. Обустраиваясь, параллельно занимались больными и ранеными. Все бесплатно. Даже порой на свои кровные. Курсов реабилитации как таковых не было – пока не поднимутся на ноги. А еще Яковлев взвалил на свои плечи обязанности участкового терапевта. Участок – 50 километров! И фронтовик успевал везде – обходил деревни, осматривал больных. А кругом голод, нищета. У самих и то еды не хватало, а Яковлевы кормили еще и пациентов. Делились мукой, хлебом, одеждой. Лишь к пятидесятым годам финансирование из области более- менее наладилось. К тому времени «Ахманка» стала и для сотрудников, и для реабилитантов одной большой семьей. Прослышав о чудесных ахманских грязях и искусном враче, в Веселую Гриву со всех концов страны потянулся народ.
ВРАЧЕБНАЯ ДИНАСТИЯ ЯКОВЛЕВЫХ
Спустя несколько лет уже дочь Роза пошла по стопам отца. Молодым специалистом приехала работать в Веселую Гриву. Ох, и нелегко приходилось! Как-то раз 11 часов добирались из лечебницы до райздрава с. Велижаны с санитаркой по дороге, буквально кишевшей дикими зверями. Добрались, слава Богу!
Потом она взяла бразды правления в свои руки. Сколько было сделано при ее жизни! Сколько сделали они вместе! Несмотря ни на какие трудности, остались самые светлые воспоминания о той поре. В 70 лет Евдокиму Яковлевичу было присвоено звание заслуженного врача РСФСР.
Внучка Татьяна Львовна стала уже третьей представительницей врачебной династии Яковлевых. Не забыты добрые дела этой замечательной семьи. Память о них живет в сердцах тех, кто знал их и любил. Десять лет трудилась в лечебнице Наталья Фадеевна Буторина, и на недавней встрече деревенских школьников, студентов ТюмГМА и Тюменского медколледжа с депутатом облдумы Виктором Рейном, представителями района и департамента здравоохранения области, сотрудниками «Ахманки», ветеранами, журналистами поделилась, как «все хорошо было организовано при Яковлевых, и как они заботились о людях». А племянница жены Евдокима Яковлевича, Зоя Ивановна Филозова, припомнила, как к Яковлевым приходили гости на квартиру, приносили продукты, «а они ни в какую не брали». «Добрые, отзывчивые, честные, добросовестные», – таковы отзывы о Яковлевых.
ИМЯ В СТРОКЕ ОБЛАСТИ
Эта встреча в майские победные дни в больнице восстановительного лечения «Ахманка» (она сейчас в ямальской «вотчине») не была случайной: приурочена к началу строительства памятного мемориала Яковлевых на кладбище с. Веселая Грива.
Виктор Рейн поддержал инициативу и как координатор проекта «Земский доктор» отметил: подвиг доктора Яковлева еще нами недооценен. «На примере такого героя надо воспитывать детей и молодежь, – убежден он, – сохранять преемственность поколений. С их именами связано развитие земской медицины». Проект о незабытых именах как раз и открывает такие имена для страны. Начинаем с малого – своей малой Родины, заканчиваем большим – Россией. Мы – россияне, а это звучит гордо, и мы должны помнить о тех, кто вершил историю.
На церемонии у памятника (он был открыт в 2011 г.) и на кладбище, где похоронены Яковлевы, подчеркивалось: подвиг Евдокима Яковлевича живет в памяти народной. И сегодня строительство крепкого государства невозможно без исторической памяти. Важно, чтобы молодежь прониклась примером таких людей, жила по тем же высоким заветам.
На торжестве замдиректора департамента здравоохранения области Наталья Логинова выступила с предложением дать старт проекту в поддержку семейных династий медиков, таких, какой была врачебная династия Яковлевых. И эта идея нашла отклик на митинге в честь Яковлевых.
Наш нравственный долг – оставаться достойными памяти тех, кто открывал «Ахманку». Это счастье – прожить такую жизнь. И оставить добрый след на Земле.
НА СНИМКАХ: фото на память; вот она, юная поросль!
Наталья ГЕРАСИМОВА /фото автора/