ДАЛЁКОЕ-БЛИЗКОЕ
Ежегодные потешные бои на Абалакском поле под Тобольском есть гимн русскому воинству, русскому оружию и дань благодарной памяти князя Александра Невского, одержавшего победу над немецкими псами-рыцарями на льду Чудского озера весной 1242 года.
Этот день нынче пришёлся на 18 апреля. А по старому стилю Ледовое побоище состоялось соответственно на тринадцать дней раньше, 5 апреля. «Календарные игры» в данном случае не столь важны. Главное то, что 777 лет спустя мы помним об этом и даём понять «потенциальному противнику», что готовы повторить, «ежели чё»… И отнюдь не баловство потешные забавы на ежегодном фестивале исторической реконструкции «Абалакское поле», далеко не баловство… Об этом – мой недавний содержательный разговор с признанным мастером Олегом Комаром, руководителем тюменской лаборатории исторических реконструкций, ремёсел и промыслов.
МУЖЧИНА – ВОИН ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Собеседник говорил о том, что отдаёт этому занятию достаточно много времени. Утверждает: для него это и хобби, и образ жизни, её смысл. Итак, реконструкция старинных технологий включает в себя изготовление доспехов, их декорирование и, если хотите, вхождение в образ того или иного древнего мастера (средневекового или относящегося к раннему железному веку). Каждый отличался собственным стилем, у каждого была своя философия, что определяется сегодня такими понятиями, как «специфика» или «мода». К примеру, на Руси отковывали шлемы, делали броню на тело, на руки, декорировали всё это (чеканили или золотили) в зависимости от своего вкуса и возможностей либо от пожеланий заказчика.
«Случаются, – говорит Олег Владимирович, – самые настоящие открытия. Взять, к примеру, ту же обувь для воина – сапоги кожаные на кожаной подошве. Просто потрясающая вещь – в них очень комфортно и удобно ходить по немощёной и пересечённой местности. Что касается самих доспехов, то в них современный (неподготовленный) человек может выдержать не более получаса «боя», а потом он «скиснет». А тогда это был своеобразный тандем мастера и бойца – боец, упражняясь с мечом на практике, непременно сообщал изготовителю оружия или амуниции ту важную информацию, о которой тот даже и не догадывался. «Ты, – говорит, – братец, кольчужку- то поболе изладь, дабы не стесняла в бою». В ходе совместного творчества рождались доведённые до совершенства доспехи и оружие, позволявшие воину быть неустанным и становиться, в конце концов, победителем. И уже наш современник, надевая старинный воинский шлем, облачаясь в кольчугу, вдруг начинает понимать, почему сию грозную атрибутику часто одушевляли: ты ведёшь меч, а меч ведёт тебя, ты чувствуешь его инерцию, а его и себя – как единое целое. Вот тогда и наступает упоение боем, прежде всего – от ощущения силы, которая, как утверждают, в горячке битвы удесятеряется».
Конечно, мой собеседник, мастер исторической реконструкции, не рубил людей, особенно железными мечами, но уверяет: когда начинает работать с тем же манекеном, то как раз и чувствует своё единство с оружием. «Состояние непередаваемое – почти на грани открытия. Оказывается, сила в нас дремлет до поры, а в нужный момент она как-то концентрируется, пробуждается. А мужчина в принципе всегда был воином, бойцом – что в каменном веке, что в XXI веке… И это нормально».
ПОЧУВСТВОВАТЬ В СЕБЕ «ПЕРВОЕ БЫТИЕ»
Так что же это такое – историческая реконструкция, с точки зрения научной и обывательской? Это тот случай, когда создаются условия, чтобы человек почувствовал в себе что-то первобытное, в хорошем смысле слова, пробудил в себе то самое «первое бытие». И память предков в какой-то мере.
«Доспехи, – рассказывает Олег Комар, – чаще всего делали на обычного человека. Причём более универсальные изготавливались на Востоке – в Средней Азии, Персии, Турции... Например, широкое использование получили кольчуги, причём достаточно высокого качества. Они очень легко могли садиться на тело, прекрасно варьировались по габаритам людей разных комплекций и действительно были способны защитить человека. При условии, что он умеет работать оружием. А на Востоке профессиональные бойцы однозначно были – ибо в основе конной атаки обязательно находился индивидуальный боец, виртуозно владеющий саблей. Почему побеждал Тимур (он же – Тамерлан)? Именно поэтому. В то же время на Западе, например, у римлян предпочтение отдавалось строю. Или тех же швейцарских рыцарей возьмите. Их, закованных в железо, просто сносили. В первом крестовом походе арабы потерпели поражение, а потом они научились эффективно бороться с рыцарями. Так что доспех сам по себе – просто гарантия от случайного удара. Поэтому человек должен уметь фехтовать. А сегодня на всю Тюмень хороших фехтовальщиков наберётся, может, всего два-три человека. Наша задача – восстановить древнюю технику боя, узнать, какой конкретный доспех использовался. Техника, кстати, нередко была весьма интересная. Допустим, скользящий удар, спускающий клинок противника в сторону, а после ловкого поворота убивающий его в продолжение удара, посредством инерции – особое искусство. У рукопашного боя и задача такая – с минимальными затратами времени и сил уничтожить противника. Для этого использовались сабли, палаши, мечи».
В исторической терминологии существует и так называемый «русский стиль». По мнению Олега Комара, заключался он в том, что наши предки в одно время стали применять в бою тактику тех, кто их побеждал прежде – воинов Чингиз-хана, кочевников-монголов. Конницу стали снаряжать по восточному образцу – менялись сёдла, стремена, оружие, само ведение битвы. Но оставались и свои компоненты. В результате русская конница могла достаточно эффективно биться и против западных воинов, и против степняков. И в результате в правление Ивана III с Золотой Ордой практически было покончено.
В силу своей дотошности и преданности увлечению Олегу Комару пришлось также изучать детали и особенности боя римлян-легионеров, специфику боя гладиаторов и даже то, какая сталь использовалась в их мечах. «От качества металла нередко зависело то, как принималась атака противника – грубая ошибка считать, что удар меча встречали мечом «лезвие в лезвие», – уточняет мастер. – Умело парировав нападение противника, ты добиваешься того, что после нескольких неловких взмахов меч врага превратится в завальцованную кромку – его оружие перестанет быть острым. Мы сами конкретно проверяли и установили это на практике, опытным путём. Исследователи также пришли к выводу, что небезызвестная гладиатура в Древнем Риме на очень большой процент являлась постановочными боями. Профессиональные гладиаторы крайне редко умирали в поединках, в основном гибли так называемые «грегарии» (мясо), которых выпускали для крови, ибо такое жуткое зрелище было приятно римлянам. Гладиаторы- профи, кстати, стоили очень дорого. Молодой боец мог выйти на «ринг» лишь года через полтора после обучения – потраченные на подготовку деньги не должны были в одночасье кануть в небытие вместе с неопытным бойцом. На арену публика, как правило, бросала монеты, а лонисты (владельцы, хозяева гладиаторских школ) необязательно претендовали на всю сумму сборов. Так что профессиональные гладиаторы были людьми в принципе обеспеченными, а иногда и вполне себе состоятельными. У знатных римлянок было большим достижением залезть к ним в постель – особенно перед боем…».
…И ВЕЧНЫЙ БОЙ – ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
Археолог по образованию Олег Комар начинал практически с нуля. И на сегодня изготовил уже немало доспехов по раннему железному веку, плюс предметы эпохи Средневековья. В его деле интересно буквально всё. Например, как выглядели воины Кучума или казаки Ермака? А можно ли в наших условиях сделать фитильное ружьё, которое было в ходу у тогдашних русских воинов? Реконструкция должна быть максимально приближена к реальному виду оружия или доспеха. Однако в исторических играх, подобных нашим, абалакским, дозволяется использовать лишь копию (реплику) самого оружия, дабы не нанести реальное увечье человеку, максимально уберечь его от травм. При всём при том необходимо добиваться «эффекта присутствия» в прошлых веках... «Комаровская» лаборатория исторической реконструкции изготовила за последние пятнадцать–двадцать лет также множество комплектов саргатских, дагарских, скифских доспехов. А в воздухе уже витает идея воссоздания образа прарусича – воина- гиберборейца. Согласно древнему поверью наши предки преодолевали пространство на величественных колесницах, а на воинах развевались плащи, «сшитые» из гусиных перьев. Не зря же до сих пор живут легенды о крылатых людях и конях...
Что касается нынешних баталий, то они действительно будоражат публику. Народ, по выражению Олега Комара, просто «приклеился» к этим ристалищам. И участники адреналин получают, и зрителям интересно. Которые в доспехах, колошматят друг друга от души, со всей дури, хоть оружие и пластиковое. И травмы всё-таки случаются. Самая серьёзная из них – рассечённая бровь. Некоторые «раненые» даже пижонят: вот, мол, кровью истекаю. Ну, а ежели кто нарушает правила, сразу следует дисквалификация. Всё зрелищнее становятся парные поединки и боевые коллективные столкновения. Но наибольшее число участников собирает захватывающие турниры воинов, соревнования лучников, так называемые «бугурты». Поглазеть на «поединки» сюда приезжают тысячи туристов и экскурсантов со всей России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. У людей жгучая жажда непосредственно прикоснуться к истории, дотянуться до своих корней. За главный приз (меч) острая борьба разворачивается между клубами исторической реконструкции Санкт-Петербурга, Тюмени, Омска, Екатеринбурга, Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Ишима, Заводоуковска, Тобольска... В фестивальные дни оживает ремесленная слободка, множатся ярмарки, торгующие сувенирами на историческую тему – дело рук местных мастеров и умельцев.
Игры неместного масштаба продолжатся. Грядут новые показательные выступления клубов, ярмарки Раннего Средневековья, турниры воинов «пехотный шкаф», «битвы на мосту», «стенка на стенку», стрельбы лучников на меткость, на скорость… Наряду с москвичами, питерцами, екатеринбуржцами, тюменцами в них, возможно, поучаствуют и потомки тех самых тевтонских «лыцарей», коим в своё время наподдавал в хвост и гриву великий русский князь Александр Невский…
НА СНИМКАХ: работа Н.К.Рериха "Александр Невский"; мастер исторической реконструкции из Тюмени Олег Комар демонстрирует воссозданные им воинские доспехи и оружие.
Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора и из Интернета/