КОГДА ЛИЧНОСТЬ ТВОРИТ ИСТОРИЮ...

К 75-ЛЕТИЮ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

55 лет назад началось становление нефтегазовой промышленности в Тюменской области. Так случилось, что дорогу развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса пробивал Александр Константинович Протозанов. 

В 1948 году его, инструктора управления по проверке партийных органов в аппарате ЦК ВКП(б), направили инспектировать деятельность Тюменского обкома КПСС. В результате появилась деловая бумага, содержавшая программу обширных преобразований на нашей территории. Александр Константинович до конца дней хранил этот документ, как, впрочем, и ряд других, относящихся к тюменскому краю. 

В интервью тележурналисту Омельчуку, которое он дал по приезде в Тюмень в 2000 году, Протозанов вспоминал: «Полтора месяца ездил по Тюмени. Вшивая была область. Ни черта не было!». 

Избранному на должность первого секретаря Тюменского промышленного обкома Протозанову, горному инженеру по образованию, достался участок менее значимый для регионального хозяйства. Однако за два неполных года он вывел промышленность на первые строчки рейтинга не только в Тюменской области. Добивался строительства новых производственных корпусов и заводов, контролировал их ввод в эксплуатацию. Но особенно смело и масштабно, предопределяя развитие отрасли на многие годы вперед, прокладывал дорогу мощному нефтегазовому комплексу. 

Пристальное внимание промышленный обком уделял развитию тюменской геологии. До Протозанова постановка проблем разведчиков недр звучала, к примеру, так: «Об организации массового геологического похода в области за полезными ископаемыми». Наверное, сами авторы подобных партийных документов представляли важнейшую государственную задачу по разведке как поход за грибами или ягодами. Денег на геологоразведку Москва отпускала мало, что на годы затормозило открытие месторождений. Не родилась бы тогда и идея строительства Нижне- Обской ГЭС, грозившей затоплением Ханты-Мансийскому округу, если бы в правительстве верили в богатство тюменских недр. 

«Особую благодарность геологов, – пишет известный государственный деятель Л.И. Ровнин, – на всю жизнь заслужил Александр Константинович Протозанов. Его неуемный характер, работоспособность, постоянное внимание к нам и поддержку, а также критику наших недостатков и заботливый поиск нужных решений, патриотический настрой создать в Тюменской области крупную базу нефтегазодобывающей промышленности ценили все работники отрасли. Он воодушевлял нас. Александр Константинович постоянно бывал на буровых в сейсмопартиях, в местах базирования экспедиции. Всем видны были его простота и уважение, деловитость и справедливость». 

«В Протозанове, – вспоминал легендарный Ф.К. Салманов, – чувствовался специалист по геологии. Полная осведомленность по существу вопросов позволяла ему отметать мнимые сложности, которыми иные производственники изощренно отвлекают внимание от главного. Он настойчиво подталкивал нас к выводам». 

В одном из изданий о Протозанове, инициированном президентом областного Общественного фонда им. В.И. Муравленко Сергеем Великопольским с соратниками, сказано: «Великие дела нельзя связывать с одной личностью. Но одна личность может придать невероятный импульс историческому процессу. А.К. Протозанов в тесной увязке с геологами добился кардинального изменения течения исторического времени для Тюменской области. Та и другая сторона были представлены людьми почти гениальными: с одной – Трофимук, Ровнин, Ростовцев, Салманов, Эрвье, с другой – Протозанов. Последний, наделенный партией властью, сумел направить эту власть на кардинальное изменение вектора тюменской экономики, что с течением времени вызвало и глобальные изменения в экономике страны». 

В короткие сроки промышленный обком рассматривает десятки вопросов, связанных с созданием основ нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири. В адрес Совета Министров СССР и РСФСР, Госплана СССР, в союзные и республиканские министерства, комитеты и другие инстанции направляются письма, записки и проекты подзаконных актов. И 4 декабря 1963 года Советом Министров СССР принимается итоговое на этом этапе постановление «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных месторождений и дальнейшему развитию геологоразведочных работ в Тюменской области», одобренное Н.С. Хрущевым. К тому времени уже было открыто 18 газовых и 9 нефтяных подземных кладовых. Тяжелый механизм советской экономики наконец-то начал поворачиваться в направлении Тюменской области. 

Программа подготовки к промышленному освоению запасов нефти и газа была обширная: в 1964-1965 годах пробная эксплуатация месторождений, создание производственного объединения «Тюменнефтегаз», постройка нефтеналивных барж, проведение дноуглубительных работ на Оби и ее притоках для обеспечения навигации, доставка нефти с промыслов на омский завод, открытие в Тюмени индустриального института для подготовки кадров и научно-исследовательского института «Гипротюменьнефтегаз», проектирование строительства нефтепроводов и т.д. 

«По дальновидному настоянию Протозанова, – отметил доктор экономических наук М.Н. Гайказов, – в постановление вошел очень важный пункт, обязывающий освобождать от работы в порядке перевода работников, изъявивших желание перейти на постоянную работу в организации и предприятия нефтяной и газовой промышленности, в геологические и строительно-монтажные предприятия Тюменской области. В Сибирь, пусть и на трудную, но, несомненно, интересную работу массово потянулись специалисты». 

Протозанов со своим штабом немедля берётся за реализацию написанного им же постановления. По его инициативе поднимают уровень северных коэффициентов к заработной плате. Закладываются основы социальной политики в районах нефтедобычи, принимается решение о привлечении комсомола и молодежи на строительство объектов … 

Воплощение планов в жизнь приобрело всесоюзный масштаб. «Они трудились вместе, рука об руку, плечом к плечу, уже освоившиеся на сибирской земле геологи и только-только прибывшие в Тюменскую область специалисты- нефтяники», – вспоминал Л.Д. Чурилов, возглавлявший в свое время объединение «Тюменнефтегаз», а позднее – министр нефтяной промышленности СССР. 

По его словам, первый десант состоял из нефтяников Татарии и Башкирии. Естественно, что профессиональный буровик Арон Михайлович Слепян, возглавивший объединение, начал приглашать в новый нефтяной район специалистов из Башкирии, а его главный инженер Виталий Иосифович Тимонин – из Татарии. За считанные месяцы в составе «Тюменнефтегаза» были развернуты три треста: «Тюменнефтегазразведка» (с Усть-Балыкской, Мегионской, Шаимской, Игримской конторами бурения и тампонажной конторой в Нефтеюганске), «Тюменнефтегеофизика» (с Усть-Балыкской, Шаимской и Игримской промыслово- геофизическими экспедициями) и «Тюменнефтеснаб» (с Тюменской, Игримской, Сургутской, Шаимской, Картопьинской, Усть- Балыкской и Мегионской конторами материально-технического снабжения). 

Появились нефтепромысловые управления в Сургуте, Шаиме и Мегионе, газопромысловое управление в Игриме. Строительно-монтажные управления в Тюмени, Усть-Балыке, Мегионе и Березово. Контора связи с отделениями в Игриме, Шаиме, Усть-Балыке, Мегионе и Березово. Управление рабочего снабжения с отделеняими в Игриме, Шаиме, Сургуте и Мегионе. 

«С самого начала у нас, работников объединения «Тюменьнефтегаз», сложились прекрасные деловые отношения с руководителями геологоразведочных экспедиций, – писал Лев Чурилов, – Иван Григорьевич Шаповалов, Фарман Курбанович Салманов, Леонид Николаевич Галян в Усть-Балыке, Владимир Алексеевич Абазаров, Сергей Васильевич Синюткин в Мегионе, отложив в сторону дела, в первую очередь решали совершенно новые для них вопросы начала пробной эксплуатации». 

Бригада монтажников из треста «Омскнефтепроводстрой» за полтора месяца закончила обвязку семи разведочных скважин на Усть-Балыкском месторождении, построила два нефтяных резервуара на две тысячи кубометров каждый, смонтировала наливную насосную станцию. В работу включились и другие газпромовские подразделения трестов «Нефтепроводмонтаж», «Татнефтепроводстрой», «Союзпроводмеханизация». 

Общими усилиями речников и судостроителей в 1964 году от речных причалов было отправлено в Омск 280 тысяч тонн, а в 1966-м – уже в десять раз больше сырой нефти. В строй вошли трубопроводы Шаим-Тюмень и Усть-Балык-Омск. Объединение «Тюменнефегаз» крепко встало на ноги. 

Летом 1965-го Алексей Косыгин, возглавивший Совет министров СССР, подписывает новое постановление: «Учитывая большое государственное значение ускорения развития нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири, принять предложение об организации Главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности с непосредственным подчинением его Совету народного хозяйства РСФСР и о предоставлении этому Главному управлению прав Совета народного хозяйства экономического района»… В ведение Главтюменнефтегаза, таким образом, передали «Тюменнефтегаз» со всеми подчиненными ему предприятиями и организациями. 

НА СНИМКЕ: А.К. Протозанов (в центре). 

Валерий ИКСАНОВ


40278