ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ СТАРОГО СУНДУЧКА

РЯДОМ С НАМИ

Она откинула крышку окованного железом сундука и стала выкладывать на колени одну вещицу за другой. Не торопясь, бережно разглаживая сохранившую белизну ткань, словно восстанавливая в памяти очередную страницу своей жизни. 

…Родители работали в колхозе. Из 14 детей выжили четверо. Отец с финской войны вернулся, но от полученных на фронте ран умер в 1942 году. Вспомнят ли современные дети через десятилетия радость от купленного родителями пальто? Валентина Хабарова в свой восьмидесятилетний юбилей рассказывает про сермяжку наподобие пиджачка из толстой, довольно грубой шерстяной ткани, которую мать приобрела, чтобы приодеть дочку к школе. Из самотканого холста сшила ей сумку для книг с кармашком под чернильницу. Валя Кармацкая с этой сумкой ходила учиться за пять километров от дома – в Малышенскую школу. 

Окончив семилетку, устроилась работать санитаркой в медпункт деревни Шулындино, где жила старшая сестра. 

– Это сейчас перед сном ноги мазями натираю – болят. А молодыми мы устали не знали. За лето четыре технички и я заготавливали дров на три школы, сельсовет, клуб и медпункт. Утром пораньше бегу в медпункт, чтобы шприцы прокипятить, все приготовить для работы фельдшера. А после – в деляну, пилить лес. Жара, комары, но бабы свое дело делали, – вспоминая, смеется Валентина Григорьевна. – Хорошо, другие женщины были постарше. Надо ведь знать, куда береза упадет. Обрубив сучки, приподнять ее, на земле-то не разделаешь дерево на чурки, пилу зажимает… 

Опрятная, аккуратная, скромная девушка приглянулась учетчику тракторной бригады, Василию. Ухаживал за ней целый год. Вот тогда-то в родительском доме Валентины и появился сундук. 

– Приданое в основном сама готовила. Выбитыми узорами украшала шторки на окнах, вышивала мулине задергушки, разные салфеточки, полотенца – ими украшали зеркала, портреты, которые висели на стенах. Кружева для простыней, наволочки с прошвами и сейчас лежат в сундуке. Внучкам показываю. Выходила замуж, у меня было две белые ситцевые рубашки с выбитым рисунком, – рассказывает Валентина.

Однажды, в 1957 году, пожаловали в родительский дом гости – Василий с матерью и бригадиром на лошади приехали свататься. В назначенный день жених с невестой в кошевке были впереди свадебного кортежа – разумеется, конного. За ними возок с приданым – Валин сундук, рукодельные перина из гусиного пуха, подушки, кузовки с одеждой. Следом – родня: ее мать подарила молодым телочку, сестра – пару гусей, на следующий год сами купили овцу. Так что с первых дней и до старости у Хабаровых водилась во дворе живность. 

– У Василия с матерью избушка была. Шесть лет я жила со свекровью. Та на язычок, прости Господи, скверная была, я старалась не нарываться, обиду ни разу ей не высказала, – вздохнула Валентина Григорьевна. – Мы построили свой дом через дорогу от нее. Помочь собирали. Раньше так было заведено: сегодня деревенские мастеровые мужики (мой Василий с ними) одним кладут ряда три-четыре, завтра к нам все идут. Так за лето умудрялись построить всем, кто что задумал. Тогда люди дружно жили, работать – так работать, гулять – так гулять, все вместе! 

Василий работал в колхозе за трудодни. Зарплата санитарки – 15 рублей в месяц. По тем временам семья жила не бедно, деньги водились. За трудодни выдавали зерно, в деревне мельница была. Чтобы успеть испечь хлеб до работы, хозяйка заводила квашню с вечера, в четыре утра затапливала русскую печь. 

Она и сейчас любит стряпать, угощать пирогами. В доме ни соринки! В огороде ни травинки! Между делом вяжет – кружки разные на полу лежат, на стульях – накидки, в вазочках – цветы из разноцветных нитей. А то достанет швейную машинку, которую купили с Василием в молодости, и шьет. Когда один за другим рождались дети, она ой, как выручала! Недавно внучки-близняшки на школьный праздник собрались, так бабушка нарядила их в бальные платья. 

…Когда появилось в медпункте родильное отделение, требовалось дежурить по ночам. А с кем оставить троих малых детей? Пошла Валентина в колхоз разнорабочей. 

– А на пенсию я с почты ушла. Когда не стало у нас почтальонки – ко мне обратились. Каждый день получала корреспонденцию в селе Голышманово – и через две деревни домой с сумкой пешком. В ней бывали немалые деньги – пенсию несла для всех. Не боялась грабителей, – вспоминает моя собеседница. 

– Летом по огороду едва успеваю хлопотать. Да прибираю все к месту. Двигаться надо, жить, помочь хочется детям, внукам. Теперь вот правнучки-двойняшки появились на свет, – делится Валентина Григорьевна. 

Всматриваюсь в ее лицо – ни единой глубокой морщины! Какой секрет знает? Не надо злиться, говорит, вот и весь рецепт молодости. У бабушки Вали 11 внуков, 9 правнуков. Схоронила мужа, старшего сына. Жизнь не была гладкой. Но это не убавило душевной доброты. 

НА СНИМКЕ: Валентина Григорьевна Хабарова советует: «Двигаться надо, жить! Лежать мне некогда, и вы старайтесь не терять время попусту…». 

Галина СЕНТЕМОВА /фото автора/ 

 

 

 


40092