РЕПЛИКА КИНОМАНА
Этот сериал, снятый английским каналом ВВС, называют лучшим за последний год из всего многообразия телевизионной продукции. И он сразу привлек к себе внимание не только профессионалов, но и рядовых зрителей, хотя это не легковесная комедия, а экранизация одного из сложнейших романов – «Отверженные» Виктора Гюго. Причем экранизация настолько детальная, что, кажется, ты снова перелистываешь страницы бессмертного произведения, которое автор писал целых 20 лет.
Имена главных героев романа – Козетта, Гаврош, Жан Вальжан – давно стали нарицательными. Кажется, они зажили своей жизнью. Порой так и есть, ведь маленькие рассказы включены в школьную программу в России. Никогда не понимала, зачем их выдрали из общего контекста, поскольку если не знать всю историю целиком, сложно понять трагизм происходящего. А как раз он и привлекает к роману внимание и читателей, и кинематографистов. Хотя последним здесь можно как раз напороться на многочисленные рифы. Сложные костюмы, проникновение в эпоху – всего лишь полдела. Главное – попадание в образы, где важно соблюсти баланс, не слишком смакуя неприглядные детали.
Честно говоря, из всех экранизаций «Отверженных» на меня самое сильное впечатление произвел мюзикл, поставленный в 2012 году. Сначала была в недоумении, как это можно спеть, но потом смотрела на одном дыхании, все музыкальные партии оказались к месту, а актерский состав поражал своим точным кастингом. Особенно великолепен дуэт антогонистов Жана Вальжана (Хью Джекмен) и комиссара Жавера (Рассел Кроу). Их противостояние, как и положено, стало основным лейтмотивом ленты. Сыгравшая Фантину Энн Хатауэй получила «Оскар», а Хелена Бонем-Картер пополнила галерею своих шикарных злодеек ролью мадам Тернадье. Поэтому мини-сериал ВВС смотрела, имея перед глазами эталонный, на мой взгляд, вариант.
ВВС вообще славится своими подробными экранизациями. Одна из последних, самых знаковых, «Война и мир» с Лили Джеймс в роли Наташи Ростовой. Ожидала увидеть ее и здесь, но, увы. Повзрослевшую Козетту сыграла Элли Бамбер, убедительная в своей невинности, что сейчас редко встретишь в актрисах, особенно сложно сымитировать взгляд. Ее мать Фантину, павшую жертвой соблазнения и от бессилия опустившуюся на дно, на экране воплотила Лили Коллинз («Белоснежка и месть гномов»). Она, пожалуй, главное достижение картины, настолько филигранно актриса идет от милой швеи до умирающей проститутки. А вот противостояние Жана Вальжана (Доминик Уэст) и Жавера (Дэвид Ойелоу) выглядит порой неубедительно, хотя каждый по отдельности не так и плох. И еще, интересно, с чего это комиссар парижской полиции стал афроамериканцем? Не забывайте, речь идет о XIX веке. Обладательница «Оскара-2019» Оливия Колман не принесла в свою мадам Тернадье ничего нового.
Из явных плюсов фильма – подобное следование тексту, внимание к деталям. И вынесенная мысль: какие бы блага ни сулили революционеры, это, в первую очередь, реки крови. И самое ужасное, когда впутывают детей.
Юлия КОНКИНА