ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ

К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ 

ТЮМЕНСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ ЭКСПОНАТА ЛЕГЕНДАРНОГО МУЗЕЯ

Быстротечное время неумолимо приближает нас к знаменательной дате – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Президент РФ Владимир Путин, посетив недавно заседание организационного комитета «Победа», обратил внимание на роль военно-исторических музеев по сохранению памяти о трагических и героических событиях того времени. И как пример грандиозной работы по восстановлению уникальных экспонатов, он назвал музей в г. Монино (Подмосковье) поистине легендарным. 

ПАМЯТНОЕ ЗНАКОМСТВО 

Эти слова вызвали у меня шквал эмоций, воскресив в памяти страницы необычной биографии нашего земляка, фронтовика, рассказанные мне фактически в последние месяцы его жизни, и как это ни покажется странным, связанные и с военно- историческим музеем в Монино. 

Имя этого человека – Василий Куприянович Протасов. Впервые я увидела его на улице, где жили и мы, на Минской, в Тюмени, в шестидесятые годы прошлого века. 

Это был красивый, статный, ещё молодой человек. Носил он всегда кожаную коричневого цвета куртку. Догадывалась о его причастности к авиации. Но при «шапочном» знакомстве как-то и не задумывалась о его, как оказалось позднее, боевой легендарной биографии. 

Приходится сожалеть, что, будучи по натуре очень скромным человеком, он практически редко выступал перед молодежью и мало рассказывал о своём участии в Великой Отечественной войне, считая, что каждый мужчина должен был защищать свою Родину. 

А узнала я подробности его жизни, когда вместе оказались на отдыхе в санатории «Ласточка»; и несколько позднее, когда уже тяжело больного посетила его на дому (это было в 2007г.). Тогда- то он и подарил мне дорогое ему фото (о чем рассказ ниже). 

ВЕХИ ФРОНТОВОЙ БИОГРАФИИ 

Родился Василий в 1922 году в с. Денисово Исетского района нашей области. В 1939 году окончил тюменский аэроклуб, в 1942 году – учеба в 72-м авиаполку. С 1943 года – фронт (62-й отдельный авиаполк): Воронеж, Сталинград, Курск, Украина. В 1944 году переведен в авиацию дальнего действия на американском бомбардировщике Б-25. Эти самолеты наша страна получала из США по так называемому ленд-лизу. И перенаправлялись они в СССР по международной трассе Алсиб (Аляска-Сибирь). 

Полеты на них совершали далеко за линию фронта, над иностранными государствами, которые находились под немецкой оккупацией, до Адриатического моря. Помогали югославским партизанам, сбрасывая им на парашютах оружие, продовольствие, медикаменты. Бомбили важные железнодорожные узлы, места большого скопления войск и военной техники. Это были ночные массированные налёты наших крупных авиасоединений – от 70 до 90 самолетов. 

И каждый из них, выполнив задание, должен был за считанные минуты вернуться на базу. Летели с погашенными огнями, к тому же на большой высоте – в этом было преимущество этих машин. 

Победа застала Протасова на военном аэродроме под Будапештом. Вообще за ним в войну закрепилось мнение, что он «непотопляем», родился, как говорят, в «рубашке». Однажды, еще вначале, когда летал на По-2, получил пробоину – выжил сам и сохранил самолет. 

И позднее, когда уже сидел за штурвалом Б-25, комэск, полковник Сучанов, брал на задание с собой только его. В отличие от других пилотов, с Василием всё обходилось благополучным образом. 

Вспоминал Василий Куприянович и курьёзные случаи. Это было на фронте. После рукопожатия К.К. Рокоссовского, тогда еще генерала, Протасов три дня… не мыл руку. В полку, где он служил, был штурман, молодой парень Николай Орлов. Храбрый, отчаянный, но дебошир. Больше всех у него было боевых вылетов, больше всех и наград. Не раз представляли к званию Героя, но опять-таки мешало поведение. До этого он участвовал в тех самых перегонах американских самолетов, которые доставляли с Аляски. Однажды экипаж привел самолеты в Иркутск, на базу. Команде дали пару дней на отдых, и летчики отправились в театр, где шел спектакль «Отелло». Все были изрядно выпивши. В самый кульминационный момент, когда герой пьесы берет за горло свою возлюбленную Дездемону, с места вскакивает Николай с пистолетом в руке и с криком «Попробуй только задуши!!!» бросается на сцену. А друзья его поддерживают: «Браво, Коля! Браво!». Занавес… Спектакль сорван. Наказание экипажа – посылка его на передовую… 

Ту-95 В СУДЬБЕ ТЮМЕНЦА 

В послевоенные годы подполковник Протасов – командир эскадрильи, командир стратегического бомбардировщика Ту-95. В 1955–1957 годах принимал участие в воздушных парадах, пролетая над Красной площадью и над Тушино. Тогда же Владимир Куприянович за участие в парадах и освоении реактивной техники был награжден орденом Ленина. Он принимал участие и в эксперименте – 23 часа 20 минут находился в воздухе без посадки и дополнительной заправки. Маршрут проходил через Северный полюс и Алеутские острова (Канада), где экипаж взаимодействовал с Тихоокеанской флотилией. Это было большим достижением. 

Рассказал он и о том, как после участия в воздушных парадах двум командирам эскадрильи (в том числе и ему) пошили прекрасную форму, вручили кортик (оказывается, такое оружие бывает не только у моряков), и когда они прибыли в гарнизон, все летчики буквально рассматривали их, не скрывая восхищения. А наши герои чувствовали себя, как модели на подиуме… 

В отставку Василий Куприянович ушел по состоянию здоровья в 37 лет, и тем не менее еще два десятка лет работал в Тюменском управлении гражданской авиации. 

«ДВА ВЕТЕРАНА» 

В 2000 году он посетил музей авиатехники в Монино (Подмосковье). По бортовому номеру узнал свое детище и сфотографировался на фоне этой громады (так этот снимок с дарственной надписью ветерана и оказался в моем семейном архиве). О чем думал в этот момент подполковник в отставке, нетрудно догадаться. Вспоминал, конечно, о боевом пути, пройденном в огненные годы, а еще о трагической гибели своего экипажа, уже после того, как он по болезни демобилизовался. 

Именно с этого Ту-95 30 октября 1961 года в акватории Северного Ледовитого океана была сброшена первая в мире водородная бомба (под кодовым названием «Большой Иван»). Ее «гриб» поднялся до 23-х километров. На побережье Диксона и в Амдерме повылетали из окон домов все стекла. Почувствовали это и жители северной части нашего региона. Огненно-плазменный столб горел невероятно долго, переполошив и военных, и ученых. Мир тем временем был на волоске от гигантской катастрофы (этому событию была посвящена передача Центрального телевидения из серии «Тайна века»). Несмотря на предпринятые защитные меры, члены экипажа облучились, и в живых остался лишь один стрелок… 

ВМЕСТО ЭПИЛОГА 

Пусть этот мой рассказ будет данью памяти нашему земляку, фронтовику, достойно выполнившему свой гражданский долг, – Василию Куприяновичу Протасову. 

НА СНИМКАХ: «Два ветерана» – В.К. Протасов и Ту-95, г. Монино, 2000 г; Тюмень, 9 мая 2005 г., в первом ряду последний справа Василий Куприянович (с цветами в руках). 

Вера КУБОЧКИНА /фото из архива автора/ 


39849