РАССКАЗ
Васютка крепко вцепился в рубаху деда и принялся тормошить его изо всех сил:
– Деда... ну, деда... вставай же...
Храп на мгновение прекратился, дед Кузьма повернулся набок, тяжело вздохнул и снова засопел. Васютка сел на пол, обхватил руками голые коленки и зашмыгал носом.
– Спишь, как храпуша, все спишь да спишь, – пенял Васютка, размазывая ладошками катившиеся по щекам слезы. – А баба Нюра еще уговаривала: приезжай к нам в деревню, дедушка на рыбалку тебя сводит и рыбу научит ловить.
Васютка посмотрел на ходики, тикающие на стене. Он уже умел разбираться в стрелках и знал, как определять время. В самый раз собираться на рыбалку.
– Вот пойду к бабушке, разбужу ее, она быстро тебя ухватом поднимет. Зря только по всему огороду червей собирал…
Грустно стало Васютке. Ведь через два дня приедут за ним родители и увезут обратно в город.
– Вот так жизнь и проходит, – горестно вздохнул он и, шаркая босыми пятками, побрел к кровати.
Но спать уже не хотелось. Мысли о том, как они с дедом будут ловить полосатых окуньков, не давали покоя.
– А деда еще хвастал, что у нас в пруду не караси, а лапти, не окуни, а горбачи. Хвастуша! Нахвастался, а теперь спит себе, – недовольно бурчал Васютка.
Он тихонечко встал с кровати, на цыпочках, чтобы не скрипеть половицами, крадучись, с замиранием сердца, подошел к дверям и вышел в сени. Он знал, где дедушка держит свою удочку, заприметил ее еще в первый день приезда. Сняв с гвоздя дедовскую рубаху и надев сандалии, вышел во двор. Жестяная банка с червями была заранее спрятана под крыльцом. Васютка уже знал вредную и наглую сущность борова Мишки, который везде просунет свое любопытное рыльце и обязательно чего-нибудь слопает. Забрав червей, удочку и ведерко под рыбу, Васютка направился к воротам. Его сердце колотилось от страха и возбуждения.
«Хоть бы наш одноглазый Петька кукарекать раньше не начал, а то всех разбудит и переполошит», – подумал Васютка и подошел к калитке. Но засов не поддавался.
– У-у-у, все понятно, – готов был разрыдаться Васютка. – Дед Кузьма не только храпуша, хвастуша, он еще и хитруша. Нарочно так закрыл засов, чтобы я не убежал из ограды.
Недолго думая, Васютка взгромоздился на скамейку рядом с калиткой и побросал за ворота свои нехитрые рыболовные принадлежности. Одной ногой встал на поперечину ворот, подтянулся, как смог, перелез и спрыгнул на землю. При падении он больно расшиб колено, и ссадина начала щипать и кровоточить. Сорвав рядом растущий лист подорожника и хорошенько его послюнявив, как делают деревенские мальчишки, пришлепнул на коленку.
– Куда же мне идти и где искать пруд, на котором рыбачит дед?
Оглядевшись, увидел, как по пыльной деревенской дороге гнал на выпас коров пастух дядя Семен.
«Пойду-ка за ними, – решил Васютка. – Ведь когда они наедятся травы, им все равно захочется пить, вот и приведут меня к пруду».
И во всю прыть побежал догонять деревенское стадо. Он бежал уже из последних сил. Воздуха в легких не хватало, ноги мальчугана заплетались и очень, очень хотелось пить. Но больше всего Васютка боялся упасть на пыльную дорогу. Казалось, этому бесконечному бегу за призрачным дедовским прудом не будет конца. Васютка с трудом, на четвереньках, вскарабкался на высокий холм, за которым скрылось колхозное стадо. И то, что он увидел, потрясло и поразило. Перед взором открылся пруд, который больше всего напоминал голубое блюдце, в которое баба Нюра накладывала по утрам горячие с хрустящей корочкой оладьи со сметаной.
«В-о-о-о-т это д-а-а-а! Здо-о- р-ово!» – только и смог проговорить про себя Васютка и побежал навстречу своей мечте. Трава больно хлестала по ногам, оставляя красные полосы. Запнувшись за кочку, со всего разбегу упал. Ведерко, банка с червями и удочка разлетелись в разные стороны.
«Представляю, как девчонки из нашего садика хихикали бы, увидев такое», – вытирая нос, подумал Васютка.
Но про свое падение он как-то быстро позабыл. В траве, куда упал, засверкали, заискрились светлячки, переливаясь многоцветием радуги. И чем больше солнечных лучиков проникало в траву, тем больше их появлялось. Такого он еще в своей жизни не видел, поэтому разглядывал мир широко раскрытыми голубыми глазами, мир, которого в его представлении не могло быть. Перед самым лицом стебельки травы чуть шелохнулись, и в его ладошку прыгнула серая и мокрая лягушка.
– Лягушка, лягушка, а где твоя корона? – удивленно спросил ее Васютка. – Я знаю про тебя сказку и знаю, что ты ждешь своего принца.
Лягушка, посидев немножко, открыла свой смешной ротик, но так и ничего не сказав на прощание, спрыгнула с ладони и пропала в еще влажной от росы траве. Васютке очень не хотелось покидать это сказочное царство, однако желание рыбачить было еще сильнее. Найдя потерянные вещи, подошел к берегу.
Кое-как размотав удочку и найдя на конце лески крючок, открыл банку с червями. Первый проворно сбежал сквозь пальцы, упав в прошлогоднюю траву.
– Ну и ладно, пусть себе ползет, если ему так хочется, – решил Васютка. – Не беда. У меня в банке еще три толстенных червяка. Вот на них обязательно поймаю хоть одну рыбку.
Изрядно намучившись с насаживанием червя на крючок, Васютка закинул удочку. Но поплавок, запутавшись, повис на высохшем стебле травы.
Присев на корточки, Васютка призадумался. «Червяк должен быть в воде, не будет же рыба сама выпрыгивать, чтобы его слопать...».
Васютка уже знал, что в первый раз редко что-то хорошо получается. Разобравшись, наконец, с леской и поплавком, Васютка решил больше не бросать их вместе в воду. Высоко подняв удочку, обеими руками резко опустил ее вниз. Снасть, совершив в воздухе замысловатую дугу, упала прямо в воду.
– Урр-ааа! Получилось! – радостно вскричал Васютка и тут же прикрыл рот ладошкой, боясь распугать рыбу, которая должна была клюнуть на его червяка.
На поплавок, который торчал из воды, тут же уселась стрекоза, покачивая его из стороны в сторону.
– Эй, стрекоза, – почти шепотом обратился к ней Васютка. – Ты зачем на мой поплавок села? Улетай, не пугай мою рыбку.
Все произошло так быстро и неожиданно, что Васютка не понял, как это случилось. Стрекоза взлетела, а поплавок резко ушел под воду.
«Эх, – с горечью подумал мальчуган. – И попадет же мне от деда. Такой поплавок утопил, что я ему скажу...».
Васютка почесал затылок, он был готов уже идти в деревню, просить прощения у деда за потерю. Да и от бабы Нюры достанется за то, что без спроса убежал из ограды. Делать было нечего, нужно как-то вытаскивать удочку из воды. Крепко взяв ее руками, Васютка потянул на себя. Но та не хотела поддаваться. Она стала какой-то тяжелой. И тут Васютка догадался: его червяка кто-то держит и не хочет ни в какую отпускать. Пятясь назад и не выпуская удочку из онемевших рук, шаг за шагом Васютка отступал от берега. И вдруг вода забулькала, забурлила, и на берег выскочила, подпрыгивая и переворачиваясь, большая рыбина. Васютка от удивления и восторга опять упал в траву, но тут же вскочил и побежал к своей пленнице. Он с интересом рассматривал ее, трогал плавники, хвост, бронзовое с отливом тело и даже прикладывал ее, мокрую и холодную, к своей щеке.
– Урр-ааа!!! – возбужденно закричал Васютка.
– Урр-аа, – отозвалось из деревенских дворов эхо.
– Моя самая-самая большая первая рыба! Спасибо, рыба, что тебе понравился мой червяк! – нежно гладя ее по спине, приговаривал Васютка. Затем привстал и зачем-то поклонился пруду:
– В следующее лето я обязательно к вам приеду. Вы только меня дождитесь и не уплывайте далеко, – попросил Васютка.
Он взял ведро, удочку и на вытянутой руке, чтобы видели все деревенские, понес свой первый трофей. И ему уже ничуточки не было страшно оттого, что его накажут баба Нюра с дедом Кузьмой. Ведь он стал самым настоящим рыбаком!
Послесловие
Прочитав этот рассказ, вы наверняка тоже вспомните, как открыли для себя рыбалку. Как босоногой ватагой дворовых мальчишек бегали к ближайшему «лягушатнику» ловить гольянов для соседского кота. Как дедушка учил вас насаживать червя на крючок и забрасывать удочку. А может, вам в детстве повезло еще больше: папа или старший брат брали вас на рыбалку с ночевкой, и, коротая время у костра и вдыхая аромат ухи, вы с замиранием сердца слушали почти правдивые рыбацкие истории. Может, именно тогда вы открыли для себя увлечение, которое останется на всю вашу жизнь. Ни хвоста ни чешуи, рыбаки!
Виктор СТЕПАНОВ