ДАЛЁКОЕ – БЛИЗКОЕ
Первая мировая война, 100-летие окончания которой отметили в минувшем году, продолжает открывать свои секреты. Целый список наших земляков, призванных в 209-й пехотный Богородский полк с территории Ялуторовского уезда, направлен в администрацию Ялуторовска из Ногинска Московской областной общественной организацией «Центр поддержки социальных и общественных инициатив». Местным краеведам удалось восстановить подлинную историю этого соединения и составить трагическую фронтовую летопись. Однако есть и пробелы. Подмосковные поисковики обратились к ялуторовчанам с предложением о сотрудничестве.
БОЕВОЙ ПУТЬ БОГОРОДЦЕВ
209-й пехотный Богородский полк второго формирования был развернут на основе кадрового состава 1-го лейб-гренадерского Екатеринославского императора Александра II полка, и ему было оставлено Георгиевское знамя, пожалованное одному из его батальонов еще в 1878 году.
Полк вошёл в состав 1-й бригады 53-й пехотной дивизии 20-го армейского корпуса 10-й армии Северного фронта. Фронтовая судьба оказалась к нему неблагосклонной. Его личный состав был выбит дважды.
В бою за усадьбу Р. Урбантаттен 28 сентября 1914 года в результате тактической ошибки полк оказался в тылу немецких позиций без связи с другими частями, без пулемётов и фактически без артиллерийского прикрытия. Несмотря на героизм солдат и офицеров, они были вынуждены отступить. В этом бою богородцы потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести более тысячи человек. Пал смертью героя и командир полка полковник князь Е.Б. Масальский.
После доукомплектования 209- й вновь был направлен на фронт и с ноября 1914 года по февраль 1915-го находился на передовых позициях в непосредственном соприкосновении с германскими войсками в районе городов Августов и Сувалки (ныне Республика Польша). Командиром полка был назначен полковник Н.М. Миглевский.
Во время отступления 10-й армии из Восточной Пруссии в январе – феврале 1915 года полк прикрывал части 30-го корпуса, был окружён противником в Августовских лесах и понёс огромные потери. До Гродно добралось лишь около 200 человек.
30 апреля 1915 года вновь сформированная часть, укомплектованная офицерами и солдатами из других регионов страны, вошла в состав 34-го армейского корпуса Северо-Западного фронта и в 1916-м участвовала в Брусиловском наступлении на Волыни. Знамя вынес с поля боя полковой священник о. Филофей, и часть не была расформирована.
Через 100 с лишним лет, в 2018 году, на месте гибели полка, а это теперь территория Польши, рядом с городом Сувалки, на берегу реки Волкуш ногинскими поисковиками установлен памятный знак.
СПИСОК ИЗ НОГИНСКА
Война, как молох, пожирала людей, одетых в серые шинели. Всего за 1914–1918 гг. в полку проходило службу более 14 тысяч человек. В списке из Ногинска прослеживается интересная деталь. Почти все призванные на фронт солдаты были отправлены в места боевых действий в декабре 1915 года с 97-й маршевой ротой 26-го Сибирского стрелкового запасного батальона. Можно сделать вывод, что пополнение готовилось по ускоренным программам.
В те годы Ялуторовский уезд был значительно больше. Поэтому в составе маршевой роты можно встретить много жителей Омутинской, Юргинской, Емуртлинской волостей. Всего в списке 90 фамилий.
В материале назовем лишь тех, кто имеет отношение к Ялуторовскому району в сегодняшних границах.
Первым в списке по алфавиту идет рядовой Павел Аркадьевич (Андрианович) Батраков, до призыва проживал в Томиловской волости. С фронта эвакуирован по болезни (цинга) 20 мая 1916 года и поступил в лазарет Всероссийского Земского союза при Мариинской женской гимназии (Пермь). 17 июня того же года его освидетельствовала врачебная комиссия при управлении Пермского уездного воинского начальника. Уволен в отпуск на 3 месяца. Диагноз: «… одержим малокровием и упадком питания, развившимся после перенесенной цинги». Дальнейшая судьба неизвестна.
Рядовой Федор Ефремович Бурмашев, прибывший в полк этой же маршевой ротой, был перераспределен в команду пеших разведчиков. Ранен в бою 12 июня 1916 года. Поступил в Тамбовский земский лазарет № 9.
По болезни был эвакуирован в земский госпиталь № 6 (Калуга) и рядовой Дмитрий Александрович Ермаков, проживавший в д. Могильник Томиловской волости.
Рядовой Василий Яковлевич Петелин призван из д. Боровушка (в списке ошибочно стоит Беруюшинское) Томиловской волости. Убит 9 июня 1916 года у д. Затурцы, кол. Липинов и д. Жарка. Похоронен в окопах на высоте 114.8
В одном бою с ним погиб житель д. Кутькина Томиловской волости пулеметчик Василий Иванович Печерин и похоронен в той же братской могиле.
А житель д. Романово Томиловской волости Василий Николаевич Степанов в этом бою пропал без вести.
ЗАГЛЯНЕМ НА ПОРТАЛ
На портале событий и героев Первой мировой войны (gwar. mit. ru) можно найти дополнительные сведения о наших земляках, служивших в 209-м Богородском полку, не известных ногинским краеведам. Именно здесь выкладывается информация, оцифрованная в Центре хранения страхового фонда (Ялуторовск). Получена она на основе карточек из бюро потерь русской армии.
К списку из Ногинска добавляется три фамилии. Это рядовые Николай Анисимович Баженин, Николай Иванович Горлитов, Андрей Антонович Кузеванов. О первых двух информация скудная. Известно лишь, что до призыва в армию они жили в Ялуторовске. О третьем земляке сказано чуть больше. Кузеванов – уроженец д. Зинова Томиловской волости Ялуторовского уезда. Выбыл из строя по причине цинги. Заболел 23 мая 1916 года в окопах под Двинском. Кстати, из-за различных болезней на излечение в тыловые госпитали и лазареты отправлялось едва ли не столько же солдат, сколько по ранениям.
НА СНИМКАХ: музейные экспонаты; на месте памятного знака, посвященного воинам 209-го пехотного Богородского полка.
Павел БЕЛОГЛАЗОВ