ИСТОРИИ СТРОКИ
В САМОМ ЖИВОПИСНОМ МЕСТЕ ТЮМЕНИ, НА ВЕРШИНЕ ЗАТЮМЕНСКОГО МЫСА, РАСПОЛАГАЕТСЯ ЗДАНИЕ-ДВОРЕЦ. ЕГО ПО ПРАВУ НАЗЫВАЮТ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ ГОРОДА
СКРОМНЫЙ ПРЕДШЕСТВЕННИК
Один из персонажей писателя Константина Паустовского в споре, что считать шедевром строительной мысли, замечает: «Здание должно легко и точно стоять на земле». И действительно, идешь от моста Влюбленных – любуешься окрестностями, войдешь внутрь дворца – и там все величественно…
Ранее на этом месте было каменное здание городского головы, купца-мецената Кондратия Кузьмича Шешукова. Постройка была большая, но скромной архитектуры. В 1879 году по определению тюменского окружного суда г-на Шешукова объявили несостоятельным должником, было наложено «запрещение» на его недвижимое имущество и арест на движимое. Здание стало принадлежать чайной фирме.
«Здесь когда-то гужевым транспортом привозимый из Китая чай в цибиках из камыша развешивали, паковали малыми порциями и отправляли в торговую частную продажу. Фирма называлась «Губкин-Кузнецов». В 1910 году развесочной не было, и вверху был открыт 1-й класс (параллельный) городского училища 4-классного. Учились в нем в большинстве ученики-второгодники и более слабые, человек 30. Класс закрыли, здание сломали, и на его месте чайный купец Колокольников построил здание, стоящее в настоящее время. В нем было открыто Коммерческое училище для детей купцов, чиновников, заводчиков с внесением платы за обучение», – отмечал в своих воспоминаниях Алексей Степанович Улыбин. (Он был рабкором тюменских газет «Трудовой набат» и «Красное знамя». Эти два названия в разное время принадлежали одному изданию, которое теперь известно как «Тюменская правда»).
«ЛУЧШЕЕ УКРАШЕНИЕ ГОРОДА»
Купцы-меценаты Колокольниковы потратили немалые деньги, чтобы приобрести участок земли для нового здания, а затем вложили в строительство солидную сумму.
«27 апреля 1913 года состоялась закладка здания Коммерческого училища. В постройке его принимают участие новгородские рабочие», – сообщает «Сибирская торговая газета».
Гласные городской Думы в 1914 году отмечали: «Осенью текущего года Коммерческое училище Колокольниковых должно перейти из наемного помещения в свое собственное здание, являющееся по своему устройству оборудовано последним словом архитектурного искусства и техники школьного строительства, а по своему внешнему виду – лучшим украшением Тюмени, которая по справедливости может им гордиться.
С переходом в собственное здание Коммерческое училище явится учреждением прочного характера, и приобретается уверенность, что существование его в будущем здесь обеспечено. Это событие для Тюмени имеет первенствующее значение…».
Однако на фасаде созданного сооружения значатся годы: 1910-1914. Первая мысль, что напрашивается сама собой: в указанный временной промежуток строилось учебное заведение. На самом деле на фасаде значится дата основания училища. Ранее учебное заведение находилось на улице Подаруевской (Семакова) в деревянном особняке. Колокольниковых не устраивало тесное помещение, они решились на возведение столь масштабного столичного сооружения.
В 1914 году стройка завершилась. В дореволюционной неблагоустроенной Тюмени появившееся роскошное здание стало единственным с центральным паровым отоплением.
КТО АВТОР?
Краеведы склоняются к мнению, что автор шедевра Иван Рерберг, а не Вячеслав Олтаржевский, как утверждалось долгое время. Любопытно: архитекторы Олтаржевский и Рерберг – московские знаменитости, вошедшие в энциклопедию. Они были знакомы друг с другом, создали немало совместных проектов. Иван Рерберг – автор ГУМА, Центрального телеграфа в Москве. Олтаржевский, вполне возможно, вместе с Рербергом участвовал в разработке проекта для Коммерческого училища.
«Этот проект получил золотую медаль на Парижской выставке», – утверждает профессор архитектуры Борис Жученко. Доктор исторических наук Анатолий Кононенко резонно замечает, что в старой газете значится совершенно иное имя зодчего – Гирберт. По всей видимости, допущена досадная опечатка.
Но установлено точно, что тюменский архитектор Константин Чакин осуществлял авторский надзор при строительстве Коммерческого училища, он и выбрал для него подобающее местоположение. Возведенный респектабельный дом на Затюменском мысу стал архитектурным эталоном в застройке Тюмени начала XX века.
Однако история строительства шедевра продолжилась уже в советское время.
– Первый секретарь обкома КПСС Борис Щербина постоянно ездил в аэропорт с правительственными делегациями. Не понравился ему вход, дескать, махонький кубичек, тамбур, – рассказывает Борис Жученко. – Мне пришлось срочно сделать проект, по которому в 1974 году построили портик входа. И новые поколения уверены: именно так и выглядело здание.
Портик придал дворцу еще больший представительный вид.
ХОЗЯЕВАМ ПРИШЛОСЬ ЭМИГРИРОВАТЬ
Учредителем Коммерческого училища являлся Степан Иванович Колокольников. Известность в Тюмени он получил как щедрый благотворитель, ратующий за развитие культуры и образования. Степан Колокольников пожертвовал на постройку женской гимназии 50 тысяч рублей, был ее щедрым попечителем. За благодеяния в 1911 году был удостоен звания «Почетный гражданин города Тюмени».
Первым директором Коммерческого училища стал его родной брат Виктор Иванович Колокольников. Он же возглавил попечительский совет училища.
Жизнь в этих стенах била ключом: дети обучались различным наукам, а также французскому языку, пению, танцам. В 1917 году группа преподавателей Коммерческого училища решила создать кабинет и кружок по изучению местного края. Но планы не осуществились – помешала Гражданская война. Училище так и не выпустило своих учеников. Виктор Иванович директорствовал при власти Временного Сибирского правительства, режиме адмирала Колчака, а затем пришлось эмигрировать в Харбин, чтобы спастись от расправы большевиков. Училище упразднили. В Китае Виктор Колокольников возглавил «Беженский комитет», спас от духовной и физической гибели десятки тысяч россиян. Умер в Харбине в 1941 году. Степану Колокольникову тоже пришлось покинуть Родину, он скончался в Нью-Йорке в 1925 году.
НОВЫЕ ОБИТАТЕЛИ
В бывшее Коммерческое училище то вселялись, то покидали его, то опять въезжали различные учреждения. И почему-то никак в нем не засиживались. В ноябре 1918 года здесь разместился чешско-американский госпиталь. В 1922 году тут базируется Тюменская музыкальная школа №1, в 1923-м уже работает Тюменский окрисполком.
20 сентября 1927 года газета «Красное знамя» дала объявление, которое сейчас особо ценно для истории: «В субботу 24 и воскресенье 25 сентября в Доме Советов состоится два концерта заслуженного артиста России, тенора московского и ленинградского гостеатров А.М. Лабинского при участии артистов Московского Большого театра Е.Н. Поповой (сопрано)… Лабинский как артист имеет крупное имя и известен не только у нас по Союзу, но и за границей. А.М. Лабинский недавно вернулся из заграничной поездки Париж – Берлин – Варшава и уже приглашен японским дирижером Юмато в г. Токио (Япония). Программа концертов состоит из произведений лучших русских и зарубежных композиторов».
Лабинский – выпускник Тюменского Александровского реального училища. Знаменитый артист не забывал город, которой стал ему родным. Андрей Маркович родом из Харькова.
В 1930 году в здании обитает Уральский автодорожный институт, в 1931 году идут занятия Агропедагогического института. В годы Великой Отечественной войны дворец приспособили под госпиталь № 1500 для раненых бойцов Красной армии.
Чтобы больных не беспокоить звучащей громкой музыкой, врывающейся в палаты, было запрещено устраивать танцы в Дунькином саду. Этот знаменитый сад находился по соседству (в старину он был организован купцом Шешуковым). Те раненые, которые шли на поправку, прогуливались по чудесным аллеям, дышали свежим воздухом. К реке вела широкая деревянная лестница, на ее площадках стояли скамейки для отдыха. После войны лестницу разобрали, убрали и высокую ограду, окружающую сад, госпиталь тоже покинул эти стены. Вернулся в свои пенаты институт.
В августе 1944 года была организована Тюменская область, новым хозяином роскошного здания стал обком ВКП(б). Здесь строились грандиозные планы партии и народа. А из окон обкома виднелся Дунькин сад, где беспечно прогуливался простой народ и тоже строил свои житейские планы…
В декабре 1956 года в центре Тюмени выстроили подобающее здание для обкома, и партийцы в него перебрались. Новоселами дворца стали воспитанники школы-интернат №1. В нем работала дочь известного художника Тюмени Александра Митинского, педагог Евгения Александровна Митинская. Она рассказывает:
– В памяти всегда остается необычное. Меня поразила удивительная стандартизация: одежда детей 36 размера – в зеленую клеточку, 38-го – клетки синие. Никакой тебе индивидуальности. Еще запомнилась …канализационная труба. Когда был обком партии, канализацию хорошо организовали, все в трубу текло. У Троицкого монастыря тоже текли нечистоты. Этот кусочек берега омывался с двух сторон, а когда поселился интернат, трубы не стало, все в реку потекло.
В 1971 году в связи с нефтяными открытиями началась подготовка собственных инженеров-строителей. Родился инженерно-строительный институт.
– Работать в этот вуз меня пригласил тогдашний ректор ТИСИ Михаил Васильевич Мальцев, – вспоминает заслуженный архитектор России Виктор Станкевский. – Я зашел в вестибюль этого шедевра зодчества, поднялся на второй этаж. Мне понравилось здание. В 1960-х ничего такого выдающегося и не строилось, все маленькое да подешевле. А тут – дворец! И мне захотелось в нем работать…
Институт с годами перерос в архитектурно-строительный университет. Теперь название вуза – индустриальный университет.
Уже более века прошло с тех пор как появился дворец на улице Луначарского, 2 (ранее Никольской). В благодарность купцам Колокольниковым стоило бы установить мемориальную доску на здании, ставшем визитной карточкой Тюмени…
НА СНИМКАХ: Степан Колокольников; здание-дворец.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/