Он навсегда остался представителем своего поколения. Тех ребят, которые пережили самые трудные времена страны и стали теми, кого называли поколением «шестидесятников». Умный, интеллигентный, он как никто другой тонко чувствовал эпоху. Не хотел мириться с несправедливостью, оставаясь верным юношеским идеалам до конца. Вчера исполнилось 86 лет со дня рождения народного артиста России Игоря Кваши.
Когда произносят его имя, неразрывно в памяти всплывает название театра – «Современник». Он был одним из тех, кто стоял у его создания наравне с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Олегом Табаковым. Тогда это казалось невозможным – сделать такой театр, который говорит на одном языке с нынешними людьми. Отсюда и название. К тому же театр организовали, что называется, снизу, сами студенты и их педагог. И первые же спектакли стали настоящей сенсацией. Игорь Кваша переживал вместе со своим театром и небывалый успех, и угрозы закрытия. Он смог пережить уход Олега Ефремова во МХАТ, оставшись в «Современнике» и, наконец, эпоху развала, когда на постановки не ходили и нового расцвета. Он служил в «Современнике» вплоть до ухода из жизни.
Из-за такой плотной занятости в театре Игорь Кваша не так много, как хотелось бы, снимался в кино. Но каждая его роль, даже эпизодическая, становилась ярким явлением. Чего стоит только Бургомистр в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» и его крылатая фраза: «Я каждый день хожу на службу. Не скажу, что это подвиг, но что героическое здесь есть». Или двуличный священник в ленте Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Мне же всегда нравилась его роль Принца в фильме «Сказки старого волшебника», где снималась целая плеяда звезд. Любопытно, что героя Кваши в молодости сыграл сын его давнего друга Антон Табаков. Этот образ лучше всего отобразил актера, человека из «Современника», оставшегося до конца дней верным своим принципам, как бы не менялся мир.
Юлия Конкина