КРИМИНАЛ
В тот поздний декабрьский вечер в деревне Большие Акияры Тюменского района привычно собутыльничали трое молодых людей. Поскольку компания была сугубо мужская, на столе разносолов не оказалось: лишь черный хлеб и рыбные консервы. И вот наступил момент, когда в хмельной голове Рената Саидова очнулась от забытья весьма конструктивная мысль: «А не сварганить ли нам шашлычок из баранины?».
ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ
– Для этого, как минимум, надо раздобыть барана, – почти трезво предположили Радик Набиев и Тимур Хабибуллин.
– Нет проблем, – беспечно пожал плечами Саидов. – Надо только сгонять на машине в соседнюю деревню.
И Саидов тут же прояснил свой гениальный план – похитить из стайки частного дома аппетитного барашка. Приятели переглянулись и, недолго думая, хлопнули по рукам. Операцию под кодовым названием «Баран» решено было провести незамедлительно. Сели в автомобиль Саидова и поехали в деревню, название которой до последней буквы совпадает с далеким местечком, где когда-то стрелялся на дуэли гений русской поэзии.
Саидов не очень уверенно, но привел- таки машину по заспанным улочкам населенного пункта к одному из домов, притормозил в нескольких метрах от ограды. Проникнув во двор, Тимур Хабибуллин встал у дверей дома на тот случай, если хозяева все же обнаружат присутствие непрошеных гостей, и вытряхнул из рукава куртки увесистую монтировку. Саидов и Набиев почти сразу отыскали в глубине двора стайку для скотины, распахнули дверцу, схватили первого попавшегося барана и волоком вытащили из-под навеса. При виде столь беспардонной наглости яркие звезды на ночном небосклоне вздрогнули и поблекли. Тут на веранде дома появился мужчина – судя по всему, хозяин. Хабибуллин замахнулся на него монтировкой, грубо приказал убираться подобру-поздорову, и мужик послушно скрылся.
Прошло еще несколько минут, за которые упрямая изворотливая скотина была скручена, связана и погружена в машину. Когда шум двигателя почти растворился за окраиной, хозяин дома вместе с женой, в валенках на босу ногу подошёл к стайке.
– Будем заявлять в полицию? – Зябко поеживаясь и не в силах еще до конца поверить в случившееся, робко спросила женщина.
– Станут ли они суетиться из- за какого-то барана? – растерянно произнес мужчина. Потом досадливо поморщился, обреченно махнул рукой и медленно побрел к дому.
Ослепительно-яркий месяц в звездном небе над Черной Речкой смущенно спрятался за внезапно подвернувшейся тучей.
ВТОРОЕ НАШЕСТВИЕ
Операция «Баран», таким образом, благополучно завершилась. Ночной трофей был зарезан, разделан и поделен между грабителями. Однако не успела пройти смачная отрыжка от поджаренного на углях свежего бараньего мяса, как во время очередного застолья Ренат Саидов вновь предложил своим приятелям еще раз наведаться по известному адресу. Только теперь согласно замыслу предстояло похитить сразу несколько баранов. Или овечек, как повезет. А поскольку масштабы предстоящей работы возросли, к участию в новой операции охотно примкнули Рустам Валеев, Рашид Ражапбаев и Ильдар Абайдулин.
Подготовку к осуществлению «мясного проекта» провели быстро, но основательно: взяли с собой какую-то железку от руля и охотничью двустволку – это на тот случай, если хозяева баранов осмелятся выступить на защиту своих кровных интересов. С транспортом решили тоже быстро: Рашид Ражапбаев взял у своего брата автомашину «газель» якобы для того, чтобы помочь кому-то с переездом.
Размявшись пивком, «великолепная пятерка» отправилась на дело. Нагрянули в полусонную Черную Речку тихо и внезапно, как белогвардейцы в фильме про Чапаева. Сидевший за баранкой автомобиля Ражапбаев поначалу даже азартно проехал мимо нужного дома. Пришлось разворачиваться и возвращаться на исходную позицию.
Из показаний свидетеля Костылева: «Где-то около полуночи я услышал, как мимо нашего дома проехала машина, которая вскоре вернулась и остановилась неподалеку. Мы с женой вышли во двор и увидели на крыше нашего сарая фигуру незнакомого парня. Другой мужчина в это время перелазил через забор. «Неужели опять мяса захотели?» – сказала в сердцах жена. «Совсем обнаглели!» – возмутился я и направился к ворам. В ту же минуту раздался выстрел. Мы поняли, что дело приняло серьезный поворот, и предпочли забежать в дом. С веранды я увидел, что парень, который перелез через наш забор, открыл калитку. Я выглянул, чтобы посмотреть, кто именно войдет в ограду. Но тут раздался второй выстрел – и от угла веранды отлетели щепки. Я испугался за свою жизнь и больше на улицу не выглядывал…».
Как потом выяснится, в роли снайпера в ту ночь побывал Ильдар Абайдулин. Он стоял возле забора с заряженным ружьем в руках и чутко реагировал на малейшие перемещения хозяев дома.
Впрочем, не обошлось без пострадавших и в стане лихих разбойников. Когда Тимур Хабибуллин подпирал входные двери и вставлял в щеколду палку, ему в лицо ударила струя из газового баллончика.
Случившаяся неразбериха не помешала ночным пришельцам довести начатое дело до конца. На этот раз добычей шайки стали сразу шесть овечек. Их, отчаянно упиравшихся, удалось- таки дотащить до «газели», затем забросить в машину и поспешно скрыться с места преступления.
Похищенных животных поместили в стайку на территории старого заброшенного дома. Однако тут же пришли к выводу, что истошное блеянье несчастных животных наверняка очень быстро выдаст их место пребывания, а потому в спешном порядке закололи бедолаг и поделили мясо между собой. Так, незадачливый стрелок Ильдар Абайдулин с геройским видом вручил своей родственнице мешок с мясом – ровно 22 килограмма.
БЛЕДНЫЙ ВИД
Сообщение о разбойном нападении в деревне Черная Речка поступило на пульт дежурной части полиции в 0 часов 30 минут. Можно лишь оценить мужество потерпевших, учитывая, что все происходило глубокой ночью. К тому же нетрезвые разбойники вели себя довольно дерзко и не слишком опасались получить должный отпор.
Как ни старались они примерить на себя маски волков, до матерых хищников явно недотягивали. Да, им удалось сбиться в стаю, показать клыки и даже вернуться с незаконной охоты с добычей. Но едва им наступили на хвост – заскулили, как маленькие щенки. В ходе следствия активно изобличали друг друга, живописуя заслуги каждого в ранее совершенных преступлениях, и вообще имели, как говорят в Одессе, бледный вид и тонкую шею.
Из материалов уголовного дела видно, что все эти любители баранины – не такие уж отпетые бандиты. Практически каждый имел постоянное место работы: охранник, повар, грузчик, оператор, двое подвизались водителями. Холостые, ранее не судимые. Да и возраст – чуть больше двадцати – позволяет надеяться, что все случившееся можно списать на ошибку молодости.
И все же случившееся вряд ли можно назвать нелепой случайностью. Скупые строки протоколов допросов и заключения экспертиз свидетельствуют: совершены тяжкие уголовные преступления с незаконным проникновением в чужое помещение, с применением огнестрельного оружия и хищением чужого имущества. И все это сделано группой лиц по предварительному сговору.
Ружье Абайдулин выдал добровольно, он же указал место на свалке, куда были выброшены шкуры похищенных и убитых животных. Написал явку с повинной. Он же вместе с Саидовым еще до суда полностью возместил потерпевшей супружеской чете материальный ущерб и моральный вред.
При определении меры наказания Валееву и Ражапбаеву было учтено, что при совершении преступления они выполняли менее активную роль, оба прошли службу в армии, откуда имеют положительные характеристики.
В итоге, Тюменский районный суд приговорил Рената Саидова к 5 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Ровно столько же отпущено по приговору суда Тимуру Хабибуллину. Ильдар Абайдулин проведет за колючей проволокой 4 года 9 месяцев. Рустам Валеев и Рашид Ражапбаев отправились в колонию общего режима на 3 года каждый. Радик Набиев получил 3 года условно. Суд обязал его не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного органа, ведающего исполнением наказания, и периодически являться на регистрацию.
Между тем во многих тюменских деревнях владельцы домашнего скота и птицы всерьез озабочены тем, как защитить своих питомцев от грабителей и разбойников. Некоторые готовы делать это даже с помощью легендарного пулемета максим. Кое-где эти агрегаты сохранились со времен Гражданской войны и с нетерпением ждут своего часа.
* Фамилии изменены.
Григорий ЗАПРУДИН