ПАВЕЛ РОССОМАХИН И ЕГО ЭПОХА

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Однозначно не ответишь, кем был тюменец Павел Россомахин. Грани его таланта широки: он проявлял себя историком, археологом, художником, политическим деятелем, краеведом, музейным работником, педагогом. 

ГОДЫ УЧЁБЫ И ВЗРОСЛЕНИЯ 

Павел Россомахин родился 1 декабря 1886 года в семье мелкого телеграфного чиновника. Примерно лет через девять поступил в Тюменское Александровское реальное училище, которое возглавлял в те годы ученый с мировым именем Иван Яковлевич Словцов. В 13 лет Павел осиротел, ему пришлось много подрабатывать, чтобы учиться. 

Весной 1903 года ему посчастливилось видеть уникальное зрелище – падение метеорита. «Космический пришелец» – огненный шар – промчался по небу и приземлился в районе ипподрома. Павел с товарищами помчался его искать. Кусок железного метеорита весом примерно 750 граммов, покрытый окалиной чёрного цвета, повезло найти Россомахину. Он долго хранил находку дома, но со временем «посланник небес» затерялся. 

В 1906 году Россомахин, один из лучших выпускников училища, поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, но оставил ее по политическим мотивам. 

Наверное, он мог бы стать известным художником. Прекрасны пейзажи, которые с такой любовью написаны им. Столько в них душевного тепла! Но... вмешались политические страсти, бушевавшие в начале ХХ столетия. 

С ВЕРОЙ В ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ 

Павел Афанасьевич активно включился в революционные события 1905–1907 гг. Потом – Первая мировая война. Россомахин служит в 43-м сибирском полку солдатом в команде связи и конной разведки. Участвует в боях на территории Восточной Пруссии. Его увлекла военная карьера. Он поступает учиться в школу прапорщиков в грузинском городе Телави. Затем служит в армии. В 1917 - 1918 годы его выбирают командиром Сибирского полка, членом полкового комитета. В 1918 году в Петрограде он встречается с Владимиром Лениным. Симпатии его на стороне большевистской партии. А был ли Россомахин воинствующим коммунистом? Доказывал ли он с остервенением правоту ленинского учения, как это делали его соратники по партии? 

«Дисциплинированный член ВКП (б). Нет склонности к склокам и группировкам. Замечается неимение классового подхода в работе, нет партийного чутья и правильного подхода к массам», – читаю строки характеристики на товарища Россомахина П.А. Интересно тогда составляли подобные документы: «В личной жизни хороший товарищ. Слабохарактерный. Нет настойчивости в проведении своих мнений. В обращениях с товарищами и подчиненными прост. Работает над собой. Товарищ Россомахин систематически выступает со статьями по истории Тюмени на страницах газеты «Красное знамя». Принимает постоянное участие в антирелигиозной работе в городе». 

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР МУЗЕЯ 

6 июля 1920 года на совещании ответственных работников Тюменского губернского отдела народного образования отмечалось: «Создание губернского музея, с включением в него существующего при бывшем реальном училище музея, является срочно необходимым». И в 1922 году краеведческий музей поселился в бывшем здании Думы. Директором был назначен Павел Афанасьевич Россомахин. Годы его руководства исследователи прошлого называют «россомахинским этапом», характеризуют как взлет в научной деятельности. Музей в первые годы советской власти интенсивно пополнял коллекции, проводил выставки, пропагандировал историю края. Тем самым активно приобщал пролетарское население к культуре. 

Газета «Красное знамя» от 28.07.1929 года известила, что «Здание Благовещенского городского собора передается местному обществу безбожников и будет использоваться для организации окружного антирелигиозного музея». 

Не знаю, как насчет слабохарактерности, упомянутой в характеристике на Россомахина, но чтобы выступить против варварского уничтожения древнейшего храма Тюмени, надо было иметь смелость. В 1932 году по решению президиума горсовета был взорван Благовещенский собор, признанный памятником истории и культуры. Тогда по всей стране уничтожались церкви, велась активная борьба с религией. Это была государственная политика. Россомахин с группой сотрудников краеведческого музея обращается в суд с требованием рассмотреть дело по факту уничтожения Благовещенского собора. Суд этим делом занялся. 

Конечно, в те годы виновных в злодеяниях не осудили, нашли «стрелочника» – Савина, зам. председателя горсовета. Осужденный получил год принудительных работ с вычетом из зарплаты 25 процентов. Зампред пытался защититься. Писал, что на момент взрыва находился в Москве, возмущался: «… почему-то никто больше из членов горсовета к ответу не привлекался». 

Любопытно, что сотрудником музея был назначен Страхов, бывший священник. Ведь кто лучше духовного лица поведает о тонкостях религиозного культа, об истории христианства? Из докладной записки инспектора по музейно-краеведческой работе Шваненберга в облоно следует: «…пояснения, даваемые посетителям т. Страховым, примитивны, рисуются религиозные культы как нечто отвлеченное, безобидное. Совершенно не подчеркнута роль религии как средства угнетения трудящихся. Нет показа массового отхода трудящихся СССР от религии и роста числа членов Союза воинствующих безбожников». 

…Что позволял «вытворять» своему сотруднику директор Павел Афанасьевич. Да еще и в суд подал, пытались приструнить виновных в уничтожении здания антирелигиозного музея. 

Немало сил он потратил, чтобы в краеведческом музее появились уникальные экспонаты. Постоянно участвовал в археологических экспедициях. Газета «Трудовой набат» извещала о его открытиях: «Недалеко от деревни Ситниково найдены многочисленные следы первобытной культуры». И на творчество находилось время. Свидетельство тому – многочисленные художественные выставки с его участием. Активно вел он и общественную работу. 

Когда человеку сопутствует успех, найдутся завистники. Злопыхатели стучали на пишущих машинках гнусные доносы. Конечно, сочиняли они их анонимно. Поэтому и не узнаешь, кто затаил злобу и подставил подножку. В феврале 1937 года Россомахина арестовывают, исключают из партии. Но в скором времени его выпускают из тюрьмы. Некоторые историки высказывают версию: Россомахин, наверное, знал тайну колчаковских кладов. Может, это и помогло ему избежать репрессий. 

Судьба будто берегла Павла Афанасьевича. Ведь он был дважды (!) приговорен белогвардейцами к расстрелу. Первый раз его освободили по просьбе местных жителей (за решетку угодил в Туринске), в другой раз сам сбежал из-под охраны. Участвовал Россомахин в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. У него множество наград. Одним из первых в Тюмени он стал кавалером ордена Красного Знамени, потом прибавились медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», два ордена Красной Звезды... На фронт Россомахин ушел добровольцем. Вернулся в родную Тюмень, когда отгремели залпы войны. Директорский пост в музее не стал занимать. 

ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ 

После войны полковник Россомахин целиком посвятил себя живописи. Жил на Городище в частном домике, любил посидеть на завалинке, в праздники прокатиться по городу в роскошном тарантасе, заглянуть в музей, узнать, чем живут и дышат его сотрудники. 

Этому энергичному человеку жить бы да жить. В 1956 году, когда ему исполнилось 70, он ушёл. Только-только Тюмень отметила шумные майские праздники. Яблони набирали цвет. Еще бы не одну картину смог написать художник... 

«Герой – лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. Герой – лицо, привлекающее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения и подражания». Таково значение этого слова в русском языке. Павел Афанасьевич без всякого сомнения – герой своего времени. Времени сложного. «Никаких колебаний. Хныкания и неверия! Все на великую стройку социализма!» – призывали плакаты тех лет. И попробуй-ка выскажи иное мнение. «Черный ворон» не замедлит, быстро приедет. Но Павел Афанасьевич жил по совести. И учил этому других. 

Материалы о жизни Россомахина хранятся в музеях – краеведческом и изобразительных искусств, в госархиве. Например, имеется личное дело начальника штаба ЧОН (части особого назначения). Да, он был назначен командующим войсками ЧОН, которые подавляли восстание 1921 года. До 90-х годов на упомянутых архивных материалах стоял гриф «Секретно». 

Многое еще можно рассказать об этом человеке удивительной судьбы… 

НА СНИМКАХ: краеведческий музей в бывшем здании Думы; «Благовещенский собор» – рисунок известного тюменского художника- реставратора Людмилы Никольской, ее дед был старостой этого храма. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукция автора/


39215